Подготовка к важной встрече может спровоцировать целый личностный кризис. Причины могут быть разными: от страха не найти общий язык с собеседником до своего внешнего вида. Рекомендации из книги «От выгорания к балансу» помогут не поддаться сокрушительной панике перед встречей.
1. Продумайте свой внешний вид заранее
Кошмар под названием «Что надеть???» можно предотвратить, подобрав подходящую одежду накануне и не меняя планы на ходу. Эта задача в наше время таит определенные сложности: никому не нравится строгий стиль, но вместе с тем каждый хочет выглядеть профессионалом. Одна из стратегий — добавить к традиционному деловому костюму творческие, культурные или личные нотки. Пусть в вашем образе будет какая-нибудь любопытная деталь, которая расскажет о вашем чувстве юмора или о вашей личности: яркие носки, броские украшения или винтажный предмет одежды.
2. Репетируйте, но не переусердствуйте
Продумайте, как вы будете представляться, рассказывать о своем проекте, вести светскую беседу. Говорите вслух, старайтесь, чтобы фразы звучали естественно. Не пытайтесь выучить свою речь назубок, определите лишь, что хотите сказать, каким тоном и в каком темпе. Возможно, вам будет неловко репетировать свое выступление вслух. Представьте себе, что таким образом вы избавляетесь от несуразной словесной массы, которая в противном случае могла бы выплеснуться на ни в чем не повинных участников встречи.
3. Воспользуйтесь блокнотом
Блокнот — ваша палочка-выручалочка в моменты неловкого молчания. Если не знаете, что сказать, кивните с глубокомысленным видом и запишите последнюю сказанную фразу. Иногда в результате таких записей появляются новые мысли и вопросы. Не пользуйтесь телефоном без крайней необходимости.
4. Приходите заранее
Присядьте в близлежащем кафе или в зоне ресепшн и приведите мысли в порядок. Заранее спланируйте поездку, предусмотрев возможные пробки и перерывы в движении транспорта.
5. Играйте роль, пока не вживетесь в нее
Идея, что можно значительно повысить уверенность в себе, настроившись соответствующим образом, часто критикуется. И все же язык тела, зрительный контакт и теплая улыбка существенно влияют на то, какое впечатление вы производите. Не переживайте, если чувствуете себя так, будто играете роль. Ситуация тоже нестандартна. Выработайте привычку входить в помещение с улыбкой на лице.
6. Управляйте разговором
Предоставьте слово другой стороне или начните со светской беседы. Если оказались в затруднительном положении — задайте вопрос. Попросите уточнить, чего именно от вас ждут. Ничего страшного, если вы скажете: «Я выясню все детали и вернусь к вам с ответом».
7. Пейте воду и жуйте жвачку
Японские ученые выяснили, что, пожевав жевательную резинку в течение 10 минут, можно снизить уровень стресса. А вода не только полезна для организма, но и помогает предотвратить головные боли. (Но не забудьте перед встречей сходить в туалет — на всякий случай.)
8. Все хотят, чтобы вы были на высоте
Если вам приходилось бывать на любительском юмористическом шоу, вы помните то неловкое чувство, которое испытывали в случае провала комика. С кем бы вы ни встречались — ваши собеседники не желают вам провала. Переговоры — это не битва, и напротив вас не враги, а союзники.
9. Сбавьте темп и следите за высотой голоса
Нервничая, вы начинаете говорить быстро, а голос становится высоким и писклявым. Это происходит оттого, что мышцы шеи напрягаются и пересыхает в горле. Уследить за этим сложно, поэтому мысленно договоритесь с собой периодически делать паузы, пить воду, поднимать подбородок и расслаблять мышцы шеи.
10. Вовлеките аудиторию в процесс
Это не про то, чтобы вызвать кого-то на сцену и распилить пополам (хотя такие переговоры наверняка бы всем запомнились). Употребляйте местоимения «мы» и «нас». Спросите, не упустили ли вы что-нибудь из виду и каким образом можно развить вашу идею. Если вам удастся превратить аудиторию из пассивных слушателей в активных участников, это первый шаг к победе.
По книге «От выгорания к балансу».