Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Корпоративная культура
Найти смысл и драйв в каждой встрече. Самоучитель-справочник по проведению совещаний
18 февраля 2021 2 519 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Совещаний бывает много — от пятиминутных летучек до многодневных сессий, а смысла, польза, драйва часто не хватает.

Книга «Лидер будущего» рассказывает, как проводить встречи, после которых захочется покорять одну вершину за другой. Под обложкой есть разборы разных типов совещаний со сценариями и таймингом. Бери и делай! То есть назначай и проводи 😉

Кстати, этот навык пригодится и в обычной жизни. Узнаем как?

Кому нужна фасилитация

По сути фасилитация — это и есть умение проводить драйв-совещания, ведь работа лидера строится как раз через встречи. Руководитель-фасилитатор видит в людях и событиях как светлую, так и темную сторону, при этом опирается — на светлую. Он поддерживает и вдохновляет. За этими эфемерными понятиями стоит большая работа.


Лидер будущего

Книга облегчит погружение в фасилитацию: на ее страницах вы найдете четкие инструкции, реальные примеры и работающие советы.


17 причин, почему нужно погрузиться в фасилитацию с головой

Например, вы в компании решили сформулировать (или обновить) миссию, видение, ценности. Как выявить стержневые принципы, выделить ДНК компании? Какой вопрос задать, чтобы коллеги начали делиться искренними мыслями, а не шаблонными фразами? В книге, которую можно использовать как справочник, есть сценарии подобных и других сессий с таймингом, вопросами, подробным описанием, что говорить и как действовать. Удобно и практично.

Навыки организации и проведения дискуссий полезны не только в бизнесе. Они нужны и в семье, и даже наедине с собой — во внутреннем монологе. Они развивают и меняют отношение к себе и другим.

Применимо для России?

Авторы книги — Сергей и Виктория Бехтеревы, партнеры в семье и бизнесе. Сергей уже 15 лет занимается настройкой совещаний, причем особенно любит настраивать оперативные и системные совещания (чему посвящены отдельные главы).

Виктория — главный драйвер развития фасилитации в их с Сергеем компании. Она уже много лет ведет авторские курсы для обучения менеджеров и лидеров этому важному навыку. И видит, как меняются компании под руководством лидера-фасилитатора.


Сергей и Виктория Бехтеревы — давние исследователи бизнеса со смыслом, компаний про людей и для людей

В книге отражен многолетний опыт их работы с российскими компаниями. При этом Бехтеревы опираются на иностранные источники и кейсы, поэтому получился сплав российских реалий и зарубежных тенденций.

Фасилитация применима везде — начиная от поиска смысла и заканчивая должными инструкциями. Расскажем о простых инструментах, которые можно применить прямо сейчас.

Как создавать правила, чтобы они работали

Приходить на совещания вовремя — или не опаздывать на них. Всегда составлять протокол собрания. «Прошивать» встречи в корпоративном календаре…

В каждой компании есть правила, но многие ли из них работают?

Есть простая техника «Ошибки и договоренности» (на сайте книги вы найдете массу шаблонов и памяток. Посмотрите, сколько всего→). Она строится по очень простой схеме: пока сотрудники не понимают потерь, то есть совершаемых ошибок, они не будут готовы договариваться о том, чтобы их избежать.

Сначала участники встречи называют ошибки, признают их, а потом формулируют договоренности, которые позволят не допустить провала в дальнейшем. Используйте этот шаблон для формирования разных правил: коммуникации, планирования времени, управления задачами, взаимодействия и любых других.

Управлять ожиданиями

Типичная ситуация: вы ожидаете от коллеги конкретного действия, считая это его обязанностью, а он, например, так не думает.


В голове каждого — вот такая интеллект-карта. Проблема в том, что ее не видят окружающие

Минимизировать количество разногласий и снизить накал страстей поможет совещание по управлению ожиданиям.

  • Шаг 1. Соберите команду сотрудников, которые много взаимодействуют друг с другом «по горизонтали». Обсудите, что такое ожидания и почему ими важно управлять.
  • Шаг 2. Подготовьте специальный визуальный шаблон. Расскажите, как его заполнять.


Для наглядности в книге есть некоторые шаблоны. Вы можете скачать их на сайте книги (этот относится к главе 3)

  • Шаг 3. Попросите каждого взять лист флипчарта, создать свой визуальный шаблон и написать, за какие цели, процессы, проекты они отвечают.
  • Шаг 4. Теперь пусть каждый участник подойдет к любому интересующему его листу и оставит реакцию. Например, поставит знак восклицания («Круто, что ты это делаешь!»), знак вопроса («Непонятно, нужно уточнить»), нарисует стрелочку вниз («Нужно делегировать») или напишет предложение по новой задаче.

Настало время для обсуждения ожиданий. Какие предложения можно принять? А какие нуждаются в доработке?

Пять шагов для погружения новичков

Эту встречу можно назвать «вечером воспоминаний». Создайте уютную атмосферу (свечи, травяной чай, тихая музыка), позовите старожилов и лидеров организаций. Такая теплая сессия — идеальный момент, чтобы мягко погрузить новичков в свой мир.

  • Шаг 1. Нарисуйте визуальный шаблон. Внизу будет располагаться линия времени, слева — легенда.
  • Шаг 2. Отметьте важные для компании события, продукты/сервисы, решения, ключевых партнеров и клиентов, людей в организации. Все это делается заранее, до сессии.

  • Шаг 3. На самой сессии попросите лидеров и основателей компании рассказать о том, как родилась идея, с чего все началось. Параллельно вместе с ассистентом фиксируйте события, уроки, идеи, результаты на карточках с липкой основой и крепите их на линии времени.
  • Шаг 4. После рассказа о первых годах существования компании пусть каждый участник сессии запишет на стикере свое имя.
  • Шаг 5. Далее спросите: «Кто работает со второго года существования компании?» Этим сотрудникам предлагаем рассказать, какой была организация, когда они пришли. И так, по хронологии, заполняйте линию времени через воспоминания, обсуждения.

  • На отдельных карточках зафиксируйте уроки каждого года: взлеты, падения.
  • Шаг 6. На этом этапе надо ответить на вопросы. Чему нас учит история? Что наше? В чем мы преуспели?
  • Шаг 7. В завершение, когда участники обсудили все вплоть до текущего момента, можно немного помечтать и позволить каждому подумать про себя, а потом поговорить в общем кругу или в мини-группах о том, что именно дает энергию.

Что еще

«Все так просто?» — спросите вы. Жить и работать по законам фасилитации проще, чем кажется. С помощью этой книги вы сформируете ценности, научитесь строить прочные и доверительные отношения с окружающими, решать любые конфликты и работать эффективно.

Вот что еще вы найдете в книге.

  • Типовой сценарий совещания
  • 10 самых распространенных ошибок при проведении совещаний
  • 12 универсальных правил проведения любой встречи
  • Как объединить команду на старте проекта
  • Что делать с обратной связью
  • Сценарий стратегической сессии
  • Какая миссия у «ВкусВилла», Google и как найти свою
  • Нюансы проведения встреч для большой аудитории
  • Как за один день погрузить новичков в работу
  • Как корректно обсуждать личностные характеристики коллег
  • О фасилитации на удаленке

… 305 страниц, которые научат проводить управляемые, эффективные совещания.

У руководителя-фасилитатора «все работает само». Он как отличный механик: нужно лишь вовремя подкручивать гайки, чтобы ничего не сломалось. Фасилитация и эта книга — инструмент, осталось им воспользоваться.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных книгах и получать скидки на новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку. В первом письме — подарок.

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи