«ПараГраф» — первый стартап из России, покоривший мир. Его запустил Степан Пачиков еще в СССР, а в 1991 году компания заключила крупный контракт с Apple: московский стартап продал легендарной корпорации технологию распознавания рукописного текста. Журналист Максим Котин описал историю успеха в книге «Пионеры Кремниевой долины». Приводим отрывок из книги.
***
Осенью команда «ПараГрафа» снова поехала в США — на осеннюю выставку Comdex в Лас-Вегасе. На этот раз советские разработчики могли продемонстрировать публике распознаватель, который работал и со сканированными изображениями, и с текстами, написанными электронной ручкой. И, на удачу Степана, стенд «ПараГрафа» посетил Мич Капор, создатель популярной программы Lotus.
Но что еще важнее, именно Мич Капор придумал один из первых компьютеров с пером вместо клавиатуры и инвестировал миллионы долларов в создание фирмы Go, которая разрабатывала революционное устройство.
Пачиков с удовольствием продемонстрировал знаменитости технологию распознавания. Капор накарябал пару слов на планшете — и, к счастью, распознаватель смог их разгадать. «Смотри-ка, Джерри, эта штука работает!» — поразился Мич, обращаясь к своему спутнику, с которым он ходил по выставке.
Еще только размышляя о Go, Капор уже понимал, что успех предприятия будет зависеть от точности распознавания рукописного текста. Он и его компаньоны думали, что алгоритмы, решающие эту задачу, уже давно придуманы и воплотить идею не составит большого труда — сложнее будет создать само устройство, достаточно компактное и при этом производительное. За три года, которые прошли с основания фирмы, стало понятно, что никаких алгоритмов на самом деле нет и сделать работающую технологию — задачка еще та.
А тут у Капора в руках оказалось решение, хоть и предложенное какими-то странноватого вида программистами из Советского Союза… Впрочем, дальше вежливых комплиментов со стороны основателя Go дело не пошло.
Пачиков тут же набрал номер офиса Айзенштата: «У нас здесь только что был Мич Капор вместе с каким-то Джерри, — забывая от волнения половину английских слов, сказал Степан. — Они протестировали наш распознаватель. И Мич сказал этому Джерри: it really works».
Упоминая «какого-то Джерри», Пачиков слукавил: он прекрасно понимал, что за Джерри это был. К тому моменту Степан уже достаточно хорошо ориентировался в лицах мировой компьютерной индустрии, чтобы узнать компаньона Капора и главу компании Go Джерри Каплана. Его имя должно было произвести нужный эффект на Айзенштата: ходили слухи, что Apple тоже работает над компьютером-блокнотом.
Расчет Степана оправдался: одно упоминание Джерри заставило Айзенштата забыть обо всех странностях знакомства с основателем «ПараГрафа» в московском отеле. Через пятнадцать минут Пачикову перезвонили из Apple с предложением организовать встречу с другим вице-президентом компании — Ларри Теслером. Степан понял, что дело принимает нужный оборот: если Айзенштат был финансистом и отвечал за связи с инвесторами, то Теслер занимался разработкой продуктов. Более того, это был человек с репутацией — многие почитали его как создателя современных компьютерных интерфейсов.
До Apple Ларри работал в исследовательском центре Xerox PARC, где и придумали компьютерную мышку и графический интерфейс в виде окон разного размера. Именно Теслер показывал эти наработки Стиву Джобсу, посетившему лабораторию.
Основатель Apple переманил Ларри к себе и сумел раскрыть потенциал всех этих прорывных идей, которые недооценили в PARC. Мышку и окна, сворованные у Xerox, у яблочников в свою очередь своровала компания Microsoft, которая выпустила операционную систему Windows и вскоре стала монополистом на рынке программного обеспечения. Так механики взаимодействия с компьютером, придуманные Теслером, стали повседневным стандартом для всего человечества, включая придуманную им операцию по копированию и вставке фрагмента текста (сtrl+c — ctrl+v).
Джон Скалли, после 1983 года — преемник Джобса на посту руководителя Apple, ценил талант Ларри Теслера и его способность делать сложные вещи простыми. Ларри стал его ключевым человеком, отвечавшим за новые разработки.
Пачиков и Теслер сошлись на том, что команда «ПараГрафа» приедет в Apple сразу же после завершения Comdex. Эта была большая победа: советская фирма получила возможность продемонстрировать свою технологию ключевому топ-менеджеру одной из ведущих компьютерных корпораций мира.
Из книги «Пионеры Кремниевой долины»