В 1998 году они были маленьким сервисом по доставке DVD, а сегодня их знает весь мир. Это Netflix. Революционер развлечений. Лидер индустрии. Бизнес с девятизначной прибылью.
Можно ли такого добиться такого же? Можно. Если ставить человека выше процессов. Получать искру, соединяя два полюса — свободу и ответственность. И установить одно правило: никаких правил.
Как все это работает и выглядит изнутри, рассказывает сам Рид Хастингс, СЕО Netflix в своей книге «Никаких правил».
Спойлер: это не то, к чему вы привыкли.
Манифест Netflix
Корпоративная культура нередко представляет собой болото общих фраз. В 2009 году Рид Хастингс выложил в открытый доступ 127 слайдов, предназначенных для внутреннего пользования — «Корпоративный справочник Netflix». Подборка была прямолинейна и даже возмутительна.
Никаких правил
За хорошую работу вас могут… уволить. С щедрым пособием, конечно. Потому что нужна выдающаяся!
Нет никакого распорядка. Хочется в отпуск — иди. Уже ходил? Ничего страшного, возьми еще.
И — максимальная честность. Всегда.
Говори то, что думаешь (с благими намерениями)
Представьте себе: понедельник, 9 утра, совещание. Вы слушаете, как начальник расписывает план ближайшего мероприятия. И вдруг просыпается внутренний голос. План отвратительный, заведомо провальный. И вы думаете: сказать? не сказать?
Как сформировать такую откровенность в своей команде? Все просто: просите высказывать замечания и поощряйте тех, кто это делает. Сигнал приятия может быть почти незаметным: ободряющая интонация, сокращение дистанции, зрительный контакт. Можно действовать и более явно: например, поблагодарить коллегу за откровенность.
Без премий. Но…
Профессионал высочайшего уровня не будет сильнее стараться, если помахать перед ним пачкой купюр. Если вы сосредоточены на том, как получить премию, вам не прийти в особое состояния духа, в котором посещают смелые идеи и совершаются неожиданные открытия. Поэтому в Netflix нет премий.
В долгосрочной перспективе выгоднее всего щедро вознаграждать звездную команду: платить несколько больше необходимого, повышать зарплату прежде, чем об этом попросит сотрудник. Так вы сможете надолго удержать в компании профессионалов. Вечная текучка и обучение неофитов обходятся гораздо дороже.
Это не симфония, это джаз
Мир постоянно меняется, и гибкое инновационное мышление просто необходимо. Однако большая часть компаний работает по-старому: уставы, графики, правила и никакой самодеятельности.
Рид Хастингс уверен: в гиганта развлекательной индустрии компания превратилась благодаря корпоративной культуре. Теперь Netflix видно из каждого дома.
Сегодня самое страшное — не совершить ошибку, а перестать привлекать таланты, не суметь приспособиться к изменению рынка. Безупречно отлаженные механизмы скорее подавляют творческие импульсы, чем приносят прибыль. Небольшие ошибки, пусть и болезненные, помогают приобрести бесценный опыт.
Вам не нужна симфония. Откажитесь от нот и дирижеров. Играйте джаз. Как Netflix.
Узнать об уникальной корпоративной культуре: «Никаких правил».