Многие публикации для руководителей сводятся к одному выводу: нужно меньше управления и больше лидерства. Бизнес-консультант Стивен Бангей считает: тем, кто стоит у руля организации, есть чему поучиться у военных стратегов. А они предлагают еще одну концепцию — командование. Узнаем подробности из книги «Искусство действия».
В чем суть триады?
Слово «командование» часто вызывает неприятные ассоциации. Но отказавшись его использовать, мы не избавимся от самого вида деятельности. Командование — то, чем наделяет персону третья сторона. Она предоставляет полномочия, которые сопряжены с обязанностями, функциями и ответственностью. Обязанности можно делегировать или разделить, но командующий несет ответственность за то, что происходит. В бизнесе право на командование предоставляют владельцы компании. При этом организация не является собственностью командующего, ему ее доверили на определенный период.
Искусство действия
В военной литературе есть множество публикаций по теме лидерства и командования и мало — по теме управления. В бизнес-книгах речь о командовании не шла никогда. Это плохая ситуация для обеих сфер, поскольку как офицеры, так и топ-менеджеры должны понимать и уметь применять все три подхода.
Руководство = командование
Функции и обязанности командования сводятся к определению направления. Для этого необходимы прежде всего интеллектуальные навыки. Командующие разрабатывают стратегическое направление, анализируя цели, окружающую среду и возможности своей организации. Они также обеспечивают возможности для реализации стратегии и распространяют информацию о своем замысле.
Управление подразумевает понимание целей, предоставление средств, достаточных, чтобы следовать в заданном направлении, организацию процессов, обеспечивающих эффективную деятельность. Это умственная работа, но все же менее концептуальная, чем командование, так как она предполагает скорее физическое руководство: мобилизацию ресурсов, их организацию и контроль. Хорошее управление — это максимальное использование ресурсов, в том числе финансовых и человеческих.
Лидерство — это деятельность морального и эмоционального характера. Работа лидера — мотивировать и по возможности вдохновлять последователей, чтобы они шли в нужном направлении и лучше выполняли свои функции. Лидеры должны уметь формировать команду, поддерживать ее работу, удовлетворять потребности ее членов и обеспечивать их развитие. Кроме того, они должны своевременно, в зависимости от ситуации, переключаться с одного аспекта деятельности на другой.
Нюансы
Триада описывает виды деятельности, а не категории людей. Любой руководитель, назначенный на высокую должность, должен будет освоить их все. С самого начала карьеры, когда в подчинении находятся всего один или два сотрудника, нужно действовать как лидер. По мере продвижения по служебной лестнице, с появлением новых зон ответственности и расширением полномочий, помимо лидерства возникает необходимость в управлении. И наконец, когда руководитель поднимается до среднего звена, ему необходимо научиться командовать.
Триада очерчивает разные навыки, которыми овладевают люди. Вдохновляющие лидеры могут быть плохими менеджерами, блестящие командующие — неэффективными лидерами, а продуктивные менеджеры — не уметь ни командовать, ни вести за собой. В большинстве организаций в равной степени важны все три навыка. Поэтому, хотя круги частично накладываются друг на друга, каждый из нас должен представлять, в каком режиме он действует в каждый момент времени.
В режиме лидерства мы отбрасываем сомнения в сторону и подбадриваем людей, фокусируясь на положительных моментах. Мы стараемся преодолеть трудности, убеждаем и упрашиваем. В режиме командования — смотрим на ситуацию со стороны, оцениваем факты и делаем все возможное, чтобы в них разобраться. Мы выдвигаем гипотезы и проверяем их, генерируем идеи возможных направлений, а затем ищем их слабые места. Если мы продолжаем командовать, когда нужно быть лидером, то можем выглядеть холодными и расчетливыми, и это заставит сотрудников сомневаться. Кроме того, отождествляя командование с лидерством, мы рискуем не заметить тревожные сигналы, неверно оценить сценарии развития событий и разработать слишком агрессивную стратегию, которая приведет организацию к гибели.
Истории известны личности, исключительно владевшие навыками лидерства, командования и управления, но таких людей мало. Как правило, они становятся знаменитыми, как Уэлч в наше время или Нельсон — в свое. Большинству компаний, которые ищут подходящих людей на высшие должности, придется выбирать из руководителей, наиболее компетентных в той или иной области, а в случае топ-менеджеров — идти на компромисс, выбирая тех, кто обладает навыками командования.
Командование → руководство
Триада характеризует работу руководителя так же, как и работу офицера. Однако, начав использовать ее в бизнесе, мы неминуемо столкнемся с нежеланием принимать это ужасное слово «командование». Так что необходимо изменить обозначающий его термин. На рисунке ниже представлен один из вариантов: «руководство».
Топ-менеджеры, умеющие правильно определять направление, могут объяснить своим сотрудникам, чего им нужно достичь и почему, а значит, обеспечить готовность действовать. Овладев навыками управления, они распределят людей так, что обеспечат способность действовать. А эффективное лидерство позволит поддерживать стремление довести дело до конца.
Ни один из элементов триады не является более важным, чем остальные. Тем не менее автор разместил руководство на вершине пирамиды, поскольку оно не получает должного признания, используется там, где обнаруживаются серьезные проблемы и его недостаток невозможно компенсировать мастерством в двух других областях.
По материалам книги «Искусство действия»
Обложка поста — freepik.com, иллюстрации — из книги