Мы в МИФе придерживаемся принципа: чтобы транслировать идеи вовне, нужно самим их проживать. В прошлом году ввели практику воркшопов — чтобы то пространство развития, о котором мы пишем и говорим, самим ощутить в новых форматах. Расскажем, что это нам дало.
Пять языков
Все началось с книги Роберта Кигана «Семь преобразующих языков». Партнер и содиректор МИФа Юлия Баяндина предложила другим содиректорам — Дмитрию Утробину и Артему Степанову — проработать упражнения из книги. Результат им настолько понравился, что решили масштабировать эту практику на всю компанию. В августе прошлого года Юлия провела офлайн-сессию по первым четырем личным языкам из книги Кигана (от жалоб → к ценностям, от обвинений → к личной ответственности, от новогодних зароков → к конкурирующим ценностям, от языка неосознаваемых больших допущений → к языку осознанных предположений, от языка похвалы → к языку признания).
Семь преобразующих языков
Участие приняло более 50 мифовцев. Позже Дмитрий Утробин провел аналогичную сессию в онлайн-формате. Ее прошли еще 20 человек. Эти сессии вылились в серию поддерживающих встреч. В течение несколько месяцев мифовцы работали над своими ограничивающими убеждениями.
Социальный язык и концепция Розенберга
Спустя время появился обновленный формат воркшопов. Его программу тоже составила Юля. На первое место вышло то, что Киган назвал «социальным языком» — благодарность (язык поддержки). И обратная связь — практика, построенная по канонам навыков ненасильственного общения, предложенных американским психологом Маршаллом Розенбергом.
На воркшопах мы разбирали «я-послание». Обсуждали, почему важно говорить от себя и за себя и как отличать факты от интерпретаций. Отрабатывали формулу обратной связи — учились давать её так, чтобы не ранить собеседника, и формулу благодарности, которая помогает перейти от языка оценки и похвалы к языку постоянного признания.
«Факты разгоняют туман, — говорит Ольга Киселева, шеф-редактор направлений „Культура“ и „Креатив“. — Приходишь в непонятную ситуацию, где каждый чем-то своим недоволен (или напротив что-то очень хвалит), включаешь факты и все — картинка у всех одна.
Обратная связь для меня неотделима от работы с фактами, это эмоционально очень сложный инструмент, но вижу, что он работает: помогает отключить эмоции, когда это нужно. Это очень честно, когда две стороны договариваются — сейчас ничего личного, только факты. Продуктивность возрастает, а обид меньше. Когда начинаешь оперировать фактами, докапываешься до настоящих проблем или открытий».
«У меня стало чаще получаться отделять факты и оценки, — делится результатами Маша Сологубова, ведущий менеджер по контрактам. — Вижу, что правильная благодарность помогает расти, и отношениям, и каждой стороне. Это как проверенное удобрение и полив для цветка. Я ощущаю себя садоводом-любителем, который наконец смог нащупать что-то работающее и полезное».
Как проходили встречи. Собирались в офлайне: это были командные сессии на 20-30 человек. Сначала воркшоп вел Дмитрий Утробин, и улучшал его после каждой из встреч. Что-то добавляя или убирая. Вскоре к нему присоединилась как соведущая Алекс Шляхова, руководитель проектов организационного развития.
Давали только самое нужное из теории и делали акцент на практике. Сначала каждый работал самостоятельно, потом в мини-группе, а наблюдениями и открытиями делились в общей встрече.
Вот пример, как строилась работа с обратной связью (ОС) — один из этапов воркшопа.
Первое. Участники узнавали формулу ОС и схему взаимодействия: как ее передавать и принимать.
Второе. Отработка навыков в мини-группах из трех человек. Задача — дать ОС двум другим членам мини-группы и принять ее. Каждый по очереди играл роль наблюдателя.
Третье. Обсуждение результатов работы в общей группе. Все делились ощущениями от применения формулы, мыслями и наблюдениями. Конечно, у участников были вопросы и сложности, которые мы разбирали в общей группе.
В 2019 году через эти воркшопы прошло около 100 мифовцев — половина компании. Нам нравился эффект, поэтому мы хотели продолжить эту практику в новом году.
Переход на онлайн
В 2020-м все офлайн-сессии мы перенесли в онлайн. Не было сомнений, что встречи будут такими же эффективными, как «живые». В 2019-м году мы уже провели несколько встреч «по Кигану» в онлайне, и они были удачными.
Алекс Шляхова рассказала, как все проходило.
«Онлайн-воркшопы мы проводили в Zoom. Опция „Сессионные залы“ (Breakout rooms в английской версии) позволила легко делить участников на тройки. Мы формировали группы для каждого воркшопа из 7-8 троек — с таким количеством людей у нас получалось качественно отработать инструменты и обсудить наблюдения.
И все же онлайн-формат накладывает некоторые ограничения, поэтому, чтобы сохранять концентрацию также, как и во время офлайн-встреч, мы делали несколько перерывов. За это время успевали приготовить чай-кофе или размяться. Например, я стояла в планке, приседала, прыгала или отжималась, и на встречу возвращалась со свежей головой.
Дима Утробин старался максимально включать участников: просил поднимать палец вверх или вниз, чтобы выяснить, поддерживает ли группа то или иное предложение. Это может показаться странным, ведь в Zoom есть реакции в виде пальца вверх и аплодисментов, но мы заметили, что движения помогают сохранять фокус и поддерживать групповую динамику. По словам участников онлайн-воркшопов, три часа пролетали незаметно».
О результате
На воркшопах мы ставили задачу дать инструменты экологичного общения и возможность отработать их на практике. Пользоваться ли ими дальше — решение остается за участниками.
«Сейчас достаточно сложный период: мы сидим дома с детьми, мужьями и другими членами семьи, — поделилась впечатлениями Оксана Гаспаревич, управляющий редакционно-производственным отделом. — Именно поэтому умение услышать людей, с которыми ты живешь, и дать обратную связь, очень важно. Больше всего положительных отзывов у нас в команде как раз было о том, что эти навыки можно использовать не только на работе, но и дома».
Заметили интересную деталь: если в мини-группы попадали сотрудники, пересекающиеся в работе, часто им удавалось решать вопросы прямо во время воркшопа или договариваться о дальнейших шагах.
Во время обратной связи некоторые мифовцы рассказали, что изначально были настроены скептически по отношению к воркшопу и не хотели тратить 3-4 часа на эту встречу. Они поменяли мнение в процессе работы. «Лучше поняли себя», «узнали новое о себе и других», «поняли, что даже критика может быть приятна», «почувствовали силу благодарности» — это типичные отзывы, которыми мифотворцы делились после окончания сессии.
«Для меня самым теплым моментом были слова, которые часто звучали в конце — про то, как эти встречи глубоко тронули тех, кто там был, и про то, что они почувствовали. Увидеть это очень дорогого стоит», — рассказывает Дмитрий Утробин.
Доска с благодарностями
В конце прошлого года мы начали использовать еще одну практику, которую предложила Юлия Баяндина. На одной из общих встреч мы предложили всем, кто хочет публично поблагодарить коллег, написать об этом прямо в рабочей презентации. Так у нас появилась «стена благодарности МИФа»: 65 слайдов, по 5-7 посланий на каждом.
Один из 65 слайдов «стены благодарности МИФа»
«Одна из глубинных потребностей человека — чувствовать свою значимость. Один из способов получить подтверждение важности своей работы — постоянно слышать от коллег, как они ценят наш труд», — пишет Роберт Киган, профессор Гарвардского университета и автор книги «Семь преобразующих языков».
Мы на себе прочувствовали, сколько созидающей энергии и вдохновения дает благодарность тому, кто благодарит, тому, кого благодарят, и даже тем, кто при этом присутствует или просто читает слова признания на слайдах.
«Я стала чаще благодарить супруга, — говорит Алекс Шляхова — Подчеркиваю, как ценю то, что он для меня делает, как мне это помогает, какие чувства я испытываю. Формальное „спасибо“ превратилось в постоянное признание важности того, что делает супруг, и теплое словесное объятие».
Через воркшопы прошел весь МИФ. Интегрируем практики в работу и личную жизнь и видим результат: мы делаем то, во что верим.