В мире бизнес-книг можно найти все, что угодно, — от советов великих бизнесменов до описания самых впечатляющих неудач в делах. Среди авторов встречаются гении, усердные труженики, а также шарлатаны и мошенники. К тому же с годами в деловой литературе могут меняться основные тенденции.
Как сориентироваться в этом многообразии? Наша новинка «Классика бизнеса» — палочка-выручалочка для всех предпринимателей. Здесь собрано все лучшее и качественное из главных бизнес-книг (хотя менеджерские учебники сомнительного толка тоже упомянуты), изданных в истории человечества, и даны экспертные рекомендации. Мы же публикуем рассказ о совсем неожиданной книге в этом ряду — тем будет интереснее, поехали!
И цзин. Книга перемен
«И цзин» — это древнекитайский текст, который оформлялся постепенно в течение X–IV веков до н. э. Изначально книга почти наверняка предназначалась для гадания, ее и сейчас часто используют для этого. Однако в даосизме и конфуцианстве ее столь же часто используют в качестве морального руководства для принятия решений.
Может показаться, что уж эту-то книгу странно предлагать в качестве классики бизнес-литературы. По сути, это сборник коротких текстов, из которых вы выбираете отрывок случайным образом. (Изначально бросали высушенные стебли тысячелистника, сейчас используют монеты или кубики.)
Жребий отсылает к одной из шестидесяти четырех гексаграмм, каждая из которых предлагает поэтическое описание предмета — к примеру, «конфликта», «энтузиазма» или «невинности», а также дает некоторое истолкование и отдельные добавления к основному тексту. Советы этой книги часто кажутся архаичными или непонятными: они адресовались древним правителям, решавшим проблемы голода и изобилия, войны и мира.
В первую очередь нужно обдумать вопрос. Удивительно, как часто мы забываем задать нужные вопросы. Как легко увлечься составлением квартальных прогнозов, отчетов о продажах за прошлый год и попытками решить текущие задачи, при этом позабыв о среднесрочных и долгосрочных целях, которые в конечном счете имеют гораздо большее значение и для человека, и для компании.
Вторая причина, по которой «И цзин» может принести пользу, — она помогает понять, что мы на самом деле чувствуем. Допустим, я задаю вопрос: «Что мне сделать, чтобы мой бизнес вырос в ближайшие три года?» — и получаю в ответ случайно выбранную гексаграмму «необходимость ждать». Затем я читаю призыв к терпению, содержащий следующие строки:
«Дождь пойдет в свое время. Мы не можем заставить его пойти; нужно ожидать, пока это случится. Идея ожидания подчеркивается атрибутами двух триграмм: сила внутри, опасность впереди. Сила перед лицом опасности не бросается вперед, но выжидает время, в то время как слабость перед лицом опасности приходит в возбуждение и не имеет терпения подождать… сильный человек может смотреть в лицо судьбе, ибо его внутренняя безопасность позволяет ему дождаться конца. Эта сила показывает себя в постоянной правдивости [перед самим собой]. Только если мы имеем мужество видеть вещи такими, как они есть, без какого-либо самообмана или иллюзий, мы сможем пролить свет на события и обнаружить путь к успеху».
Этот совет очень важен и сам по себе. Но существенно и то, как я на него реагирую: возможно, текст будет соответствовать моей ситуации, так что я осознаю собственную нетерпеливость перед лицом препятствий. С другой стороны, я могу отреагировать с раздражением, считая, что именно сейчас настал тот момент, когда следует бесстрашно двигаться по избранному верному пути.
Так или иначе, выбрав случайный текст для чтения, я буду вынужден поразмыслить о том, каковы мои истинные чувства по отношению к вопросу, который я задал.
Очевидно, что, если бы текст был создан полностью случайно, он бы не работал. В «Книге перемен» множество мудрых мыслей о поведении человека, лидерстве, судьбе и уважении. Например, гексаграмма «недоразвитость» дает ценные советы относительно осознания собственных ограничений и стремления учиться у людей более опытных. А текст гексаграммы «приближение», приведенный ниже, содержит прекрасные рекомендации для любого менеджера, который хочет извлечь максимум из собственной команды:
«Нужно объединиться с другими, дополнять друг друга и помогать. Но это приближение требует центральной фигуры, вокруг которой могут объединиться другие. Быть центром влияния, удерживать людей вместе очень сложно и требует большой ответственности. Нужно величие духа, постоянство и сила. Таким образом, пусть тот, кто хочет объединить других вокруг себя, задастся вопросом, по плечу ли ему это предприятие: ведь любой, кто стремится к этому без истинного призвания, породит лишь хаос, который будет еще больше, чем если бы никакого объединения не произошло».
«И цзин» полна интересных наблюдений за самыми основами человеческой натуры — главное, не использовать книгу для суеверного предсказания будущего. Нужно понять, что лучший способ работы с «Книгой перемен» — заставлять себя задавать нужные вопросы и как следует обдумывать свою реакцию на ответы. Тогда «И цзин» может стать полезным инструментом.
Подготовлено по книге «Классика бизнеса».
Картинки: pixabay