Основанная в 1997 году «Лаборатория Касперского» с самого первого дня ориентировалась на глобальный рынок и создавала партнерскую сеть по всему миру. Качество и скорость обновления предлагаемого ПО стали главными преимуществами компании, благодаря чему она начала позиционировать себя как разработчика продуктов премиум-класса. В книге «Руководители-чемпионы» отдельная глава посвящена рассказу о «Лаборатории» и ее основателе Евгении Касперском. Приводим самые интересные моменты.
***
Руководители-чемпионы
Когда входишь в штаб-квартиру «Лаборатории Касперского» в Москве, кажется, что ты оказался в Калифорнии. Сотрудники одеты в разноцветные футболки, шорты и сандалии. Льющийся через громадные окна свет заполняет открытое пространство офиса. CEO занимает маленький угловой кабинет со стеклянными стенами, где собраны реликвии компании, и тут же рядом трудятся разработчики и аналитики.
***
«Лаборатория» занимается разработкой и дистрибуцией антивирусного ПО. Кроме того, компания сотрудничает с правоохранительными органами по всему миру, включая Интерпол и Европол. В первую очередь она помогает расследовать киберпреступления: создание ботнетов и вирусов-шифровальщиков, ограбления банков, кибершпионаж и т. д. Это не приносит прибылей, но помогает повышать качество экспертных знаний и разрабатываемых программ, доставляя создателю компании большее моральное удовлетворение, чем продажа высокодоходных продуктов.
***
Первая антивирусная программа, созданная командой, называлась AVP. Однако это был не первый антивирусный продукт на российском рынке: программа Aidstest появилась в 1988 году, и к 1991-му ее доля на рынке составляла около 90%. Но AVP обладала несколькими прежде невиданными характеристиками, включая пользовательский интерфейс, а также внешнюю базу, отделенную от ПО. Кроме того, интерфейс был двуязычным (русско-английским), поскольку Касперский уже тогда предполагал, что программой станут пользоваться не только в России, — и он оказался прав. В 1994 году AVP была протестирована в Гамбургском университете и признана лучшей в мире.
***
В 2008 году создается подразделение Global Research and Analysis Team (GReAT) — уникальная международная группа, состоящая из первоклассных специалистов в области кибербезопасности. Главная цель этого элитного подразделения — поиск киберугроз и борьба с ними по всему миру. В 2018 году в GReAT более 40 экспертов, работающих в Европе, России, Северной и Южной Америке, Азии и на Ближнем Востоке. GReAT считается одним из важнейших активов компании, как и Kaspersky
Security Network (KSN; разработана в 2009 году): это комплексная распределенная инфраструктура для интеллектуальной обработки потоков данных о киберугрозах. Данные поступают со всего мира — от миллионов пользователей, добровольно согласившихся на отправку подобной информации.
«Мы называем наш подход humachine, — рассказывает Денис Зенкин, руководитель департамента корпоративных коммуникаций. — Количество вредоносных программ, анализируемых в сутки, — около 360 тыс. За счет „умных“ алгоритмов и машинного обучения 99,5% из них обрабатывается автоматически, и только самые сложные попадают к аналитикам — людям».
***
«В сфере защиты от интернет-угроз мы накопили огромную экспертизу, — говорит Андрей Никишин, глава отдела развития технологических проектов. — Каждый год на годовом собрании мы рассказываем, что ждет нас впереди. И около 80% наших предположений сбывается». «Компания смотрит и на зарождающиеся тренды, — продолжает Никишин. — Например, интернет вещей — относительно новый рынок, и каждый производитель пытается быстрее запустить свой продукт, жертвуя при этом безопасностью, а если устройство, например розетка, подключено к интернету, то без защиты рано или поздно оно будет взломано. Три года назад мы поняли, что интернет вещей надо защищать, но стандартные принципы, как в IT, здесь не работают — в розетку невозможно загрузить антивирусную программу».
***
Каким образом маленькой российской компании удалось реализовать глобальные мечты своих создателей? Один из секретов успеха заключается в умении видеть в любом недостатке возможность. Руководители «Лаборатории Касперского» уверены, что статус международной компании российского происхождения — огромное преимущество. Причина проста: в индустрии кибербезопасности лидируют крупные компании США, которые всегда ориентировались на местный (американский) рынок. Другие страны могли рассчитывать лишь на незначительную адаптацию своих продуктов. Ключ к глобальному успеху «Лаборатории Касперского» — localability — предложил экс-президент ее американского подразделения Стивен Оренберг. Это означает, что компания опирается на знание местной маркетинговой специфики и учитывает культурные особенности каждого нового региона, тогда как большинство компаний придерживаются философииnot invented here (англ. «придумано не здесь») и используют универсальный подход.
Евгений Касперский: «Я не столько талантлив, сколько занудлив»
Ниже — цитаты создателя «Лаборатории». Вот что говорит Евгений Касперский о своем видении мира и работе.
«В основе успеха лежит, во-первых, мое умение предвидеть ситуацию, потому что я иногда угадываю тенденции в вирусном мире, тенденции компьютерных угроз, и мы успеваем вовремя отреагировать на них быстрее, чем остальные. Второе — это умение придумывать технологии, которые нам помогают ловить компьютерные вирусы лучше и быстрее. Третье — это умение собирать команду. И наконец, просто везение».
«Мания величия — самый большой риск. <…> Эта болезнь лечится только на ранних стадиях, а если не удалось вовремя от нее избавиться, это плохо и для него, и для компании. Меня, например, хороший знакомый поймал на второй фазе заболевания и сумел вылечить. Теперь — иммунитет».
«Я не столько талантлив, сколько занудлив. То, что я хочу сделать, я сделаю вне зависимости от того, сколько на это потребуется времени и сил. Я буду долбить в одну и ту же точку. То, что я успешный человек, связано с тем, что я оттачивал мастерство».
Еще больше историй о российских лидерах вы найдете в книге «Руководители-чемпионы».
Обложка поста: kaspersky.ru