«Голубые океаны» — рынки, где нет конкуренции, зато есть новый спрос и возможности для устойчивого развития и наращивания прибыли. В новинке МИФа «Стратегия голубого океана: избранные статьи» — лучшие идеи подхода под одной обложкой.
Инновация ценности
В условиях жесткой конкуренции компаниям нелегко добиться прибыльного роста. Почему же некоторым из них все же удается достичь устойчивых темпов роста как выручки, так и прибыли?
Секрет кроется в подходе к стратегии. Менее успешные компании придерживаются традиционного подхода: стремятся опережать конкурентов. Напротив, быстрорастущие компании не пытаются догнать или превзойти соперников. Применяя стратегическую логику, которая обозначается термином «инновация ценности», они стремятся к тому, чтобы конкуренция стала неуместной.
Стратегия голубого океана: избранные статьи
Описание идеи
Вы изо всех сил стараетесь опережать конкурентов? В этом нет необходимости. Вместо того чтобы пытаться догнать или превзойти их по таким показателям, как издержки или качество, сделайте так, чтобы другие участники рынка потеряли свою значимость.
Как это сделать? Станьте инноватором ценности: найдите радикальные идеи, которые обеспечат качественный скачок ценности для потребителей. Инноваторы ценности ставят вопрос так: «Что, если мы начнем с нуля и забудем все, что нам известно о существующих в отрасли правилах и традициях?»
Пример. Поставив этот вопрос, создатели CNN заменили традиционный формат новостной сети круглосуточной трансляцией новостей со всего мира в режиме реального времени.
Инноваторы ценности не стремятся создать конкурентное преимущество, однако новаторские методы работы позволяют им достичь именно этого. Авиакомпания Virgin Atlantic сократила обслуживание пассажиров первого класса и направила сэкономленные средства на увеличение ценности для пассажиров бизнес-класса. Для них создали более удобные кресла и предоставили бесплатный трансфер в аэропорт и из аэропорта. В итоге компания смогла привлечь больше пассажиров не только бизнес-класса, но и тех, кто летает экономом или первым классом других авиакомпаний.
Применение идеи на практике
Для того чтобы стать инноватором ценности, рассмотрите следующие стратегии на примере французской сети отелей Accor.
1. Исходите из того, что вы можете формировать отраслевые условия. В середине 1980-х годов в сегменте бюджетных отелей во Франции было два типа гостиниц: дешевые, с плохими кроватями и высоким уровнем шума, а также более дорогие отели, с первоклассными удобствами и хорошими условиями для сна. Компания Accor вывела эту отрасль на качественно новый уровень — предоставила экономным путешественникам отличные недорогие номера.
2. Сфокусируйтесь на том, что представляет наибольшую ценность для потребителей. В Accor определили, что необходимо клиентам всех бюджетных отелей: полноценный сон и низкая цена.
3. Проанализируйте, как можно изменить предложение, чтобы привлечь клиентов на выбранном рынке:
— упраздните все, что не представляет ценности для потребителей или уменьшает эту ценность,
— упростите сложные продукты, которые создавались с целью превзойти конкурентов,
— улучшайте функции, представляющие ценность для клиентов, чтобы им больше не приходилось идти на компромиссы.
— создайте новые функции, которые ваша отрасль никогда не предлагала.
Пример. Компания Accor создала новую концепцию — сеть отелей экономкласса Formule 1. Она отказалась от ресторанов и больших холлов, решив, что целевые клиенты смогут без них обойтись. Администраторы работали только в пиковый период заселения и выселения гостей. Корпусную мебель заменили полками и вешалкой для одежды. Кроме того, компания улучшила ряд функций: например, обеспечила хорошую звукоизоляцию, построив здания из дешевых модульных блоков.
Лучшие идеи под одной обложкой — «Стратегия голубого океана: избранные статьи».
Изображения: источник.