Вряд ли найдется человек, который отказался бы от прибавки к зарплате. Но очень часто мы пускаем этот процесс на самотек: ждем, когда руководитель сам созреет, а если этого не происходит, чувствуем себя недооцененными. Если вы уверены, что заслуживаете большего жалованья, надо брать дело в свои руки. Попробуйте один (или все) из этих пяти способов.
Убедите начальство
Ждать, пока директор сам предложит увеличить зарплату — примерно то же самое, что ждать высадки марсиан: теоретически возможно, но в жизни не встречается. О своих потребностях надо заявлять: вежливо, четко и аргументированно.
Подготовьтесь к разговору заранее. Сочините краткую, но убедительную речь, используя формулу «сказал — доказал». Высказываете тезис — и сразу приводите доказательства: примеры, истории, цифры и факты. Не эмоции, а именно цифры и факты, примеры и истории.
Например: «За последний квартал я принес компании большую прибыль: заключил сделки с тремя новыми клиентами, получил огромные заказы от двух старых и вернул пять компаний, которые ушли от нас к конкурентам».
Излагайте факты, цифры, аргументы. — Источник
Сосредоточьтесь не на своей личности, а на том, что важно руководителю. То, что вы засиживаетесь допоздна и не ходите в отпуск, вряд ли растрогает начальство, а вот результаты в цифрах и графиках — да. И не забудьте рассказать, почему с прибавкой вы будете работать еще лучше.
Для вдохновения посмотрите лекции TED. Заметьте: у каждого спикера есть одна четкая мысль, которая формулируется в начале выступления, а потом в течение 12–18 минут становится все более очевидной для слушателя, так как спикер приводит интересные истории, цифры и факты. Используйте этот прием.
Если начальник ответил на просьбу о прибавке отрицательно, не спешите обвинять его в неблагодарности и хлопать дверью. Спросите, что вы можете сделать, чтобы зарплата все-таки подросла. Узнайте, чего он ждет от вас как от специалиста. Пройти повышение квалификации, заключать больше сделок или брать на себя более сложные задачи? Обсудите программу роста — и через пару месяцев вернитесь к разговору, выполнив ее пункты.
Больше о том, как составить убедительную речь, читайте в книге Встань и скажи!
Повысьте эффективность работы
Вы можете достичь большего, если будете эффективнее распоряжаться рабочим временем. Главная идея тут состоит не в том, чтобы больше работать, а в том, чтобы работать более сознательно: четко определить приоритеты и перестать тратить время на ерунду.
Если бы вы работали на своей нынешней позиции и одновременно были руководителем, как бы вы распоряжались своим временем? Если бы вами никто не командовал, вы наверняка нашли бы способы действовать быстрее и более расчетливо. Что же вам мешает так и поступать уже сейчас? От каких привычек вам стоит отказаться? Первым делом по утрам проверять электронную почту? Писать письма, вместо того чтобы быстро позвонить? Без конца сидеть на совещаниях?
Откажитесь от деятельности, на которую вы тратите много времени, но результатами которой никто не пользуется. Подумайте: возможно, вы выпускаете отчеты, которые никто не читает, недостаточно эффективно подходите к подготовке документов или, скажем, внедряете системы учета рабочего времени, которыми никто не пользуется. Вместо этого занимайтесь теми делами, от которых напрямую зависит ваш доход: продажи, звонки, производство товаров, оказание услуг.
О том, как двигаться вперед семимильными шагами, читайте в книге Вместе быстрее
Проявляйте инициативу
Многие руководители искренне ценят находчивость и активный подход, ведь большинство сотрудников проявляют минимум инициативы. В чем заключается разница между инициативным человеком и нет? Один говорит: «Вот что я лично могу сделать». Другой спрашивает: «Чем вы поможете?»
Посмотрите, что вы можете сделать для компании помимо ваших прямых обязанностей. Возможно, вы обожаете делать презентации, а компания отдает эту задачу на аутсорсинг. Предложите руководителю передать ее вам — вместе с прибавкой к зарплате. Или вы можете вести соцсети. Отвечать на звонки. Проводить для коллег сеансы медитации. Рассылать клиентам новости о ваших услугах.
Если в вас умирает шеф-повар, предложите кормить коллег обедами — за дополнительную плату, разумеется. — Источник
Расскажите об этой идее руководителю и попросите оценить ее в дензнаках. Если сумеете обосновать ее пользу (см. пункт 1), вас наверняка поддержат.
Станьте генератором идей
Идеи — это то, что нужно всем. В бизнесе постоянно возникают трудности и проблемы, и каждый раз надо придумывать, как с ними справиться. Люди, умеющие найти нетривиальный выход, всегда в цене. Если вы сможете завоевать репутацию такого человека, то станете на порядок ближе к повышению.
Для этого начните прокачивать «мышцу идей». Она немногим отличается от мышцы бедра: чем больше упражняете, тем лучше работает. А когда мышца идей в наилучшей форме, вам приходят по-настоящему ценные идеи, а значит, вы можете обеспечить себе такую жизнь, какую хотите вести.
За идеями будущее. Учитесь их создавать. — Источник
Вот простое упражнение. Каждый день записывайте по десять идей. Любых. Для бизнеса, для блога, для семьи; что делать, если вас арестовали за воровство в магазине, как улучшить теннисную ракетку — придумывайте что хотите. Главное, записать как минимум десять идей. Заставьте мозг попотеть.
И не стесняйтесь эти идеи предлагать. Каждый раз, когда видите, что кто-то встал перед проблемой, постарайтесь придумать 10 способов ее решить. Предлагайте способы начальству — пусть вашу креативность заметят (но не будьте слишком навязчивы).
Больше о том, как генерировать идеи — в книге Выбери себя!
Расширяйте горизонты
С головой погружаясь в работу, мы в какой-то момент теряем способность оглядываться вокруг. А это недопустимо для профессионала. Следите за тем, что происходит в вашей сфере: какие появляются тенденции, компании, проекты. Участвуйте в конференциях и вебинарах, делайте что-то вне официального рабочего контекста: например, заведите блог, помогите кому-то решить проблему, проведите семинар или напишите статью.
Ваша репутация начинает работать на репутацию компании — никакой руководитель не захочет потерять такого работника. А если это не даст плодов в виде повышения зарплаты — что ж, возможно, вы сможете подыскать более интересный проект, где вас оценят по заслугам.
О том, как найти работу своей мечты, читайте в книге Никогда-нибудь.
По материалам книг «Вместе быстрее», «Выбери себя!», «Никогда-нибудь», «Встань и скажи»
Обложка поста — кадр из сериала «Друзья», источник