Сначала вы ищете учителя, потом вы становитесь им.
Заполучить себе наставника — тайное желание каждого начинающего бизнесмена.
Стать ментором — это уже новый этап профессионализма. И он намного ближе, чем кажется. Для этого не нужно всю жизнь посвящать одному делу, получать 74 награды в выбранной сфере и ждать, пока ученики сами вас найдут.
Рассказываем, почему лучше быть ментором, чем учеником.
Кто может стать ментором
События, которые с вами происходят, и ваш опыт сделали вас таким, какой вы есть сейчас. Вы стали совершеннее благодаря достижениям и знаниям, ошибкам и промахам. Любой ваш опыт способен помочь тому, кто только начинает свой путь. Журналист Маргарет Фуллер сказала отличную вещь: «Если у вас есть знания, позвольте другим людям получить свет от них».
Менторство — это симбиоз. Вы делитесь своей мудростью с другими, и это помогает не только им, но и вам.
Зачем становиться ментором
Чтобы быть счастливым, нужно помогать другим. Когда вы ищите решения чужих проблем, вы отстраняетесь от своих переживаний.
Работа над чужими сложными ситуациями позволяет вам посмотреть на свои проблемы новым взглядом.
Чтобы чувствовать себя значимым и востребованным, нужно делиться знаниями. Быть наставником — означает быть влиятельным, вдохновлять и мотивировать. Это полезно обеим сторонам. Для ученика вы — источник знаний и энергии. Для вас уважение ученика — источник счастья и уверенности.
Передача своих знаний и опыта повышает самооценку и удовлетворение от своего труда.
Чтобы непрерывно развиваться, нужно найти ученика. Как протеже получает новые знания, так и ментор оттачивает навыки:
- лидерские способности;
- межличностное общение;
- установление взаимопонимания и доверия;
- аналитические способности;
- навыки принятия решений.
Благодаря менторству наставник встречается с новыми задачами, возможностями и эмоциональным вознаграждением, с которыми никогда бы не столкнулся.
Чтобы возобновить интерес к работе, нужно поймать «поток свежего воздуха».
Длительная работа в одной и той же сфере может притупить интерес и превратиться в рутину.
Обучение ученика способно вернуть рабочее любопытство и повысить значимость своего дела. Ментору необходимо преобразовать свой опыт и мудрость в нечто новое, чтобы правильно доносить информацию до ученика.
Наставничество стимулирует смотреть под новыми углами на устоявшийся опыт.
Что ментор должен уметь
Главный страх человека, который хочет быть наставником, — не иметь готовые правильные ответы на вопросы ученика.
Запомните, что наставник — не энциклопедия. Он путеводитель по дороге к совершенствованию знаний, навыков и личных качеств ученика.
Не страшно, если у вас нет готового правильного ответа на вопрос. Возможно, что его ни у кого нет. Поиск наилучшего ответа — и есть неотъемлемая часть работы наставника.
Что должен уметь человек, чтобы быть хорошим наставником?
Хотеть обучать. Желание передать свои знания — двигатель взаимоотношений между учителем и учеником. Если вы не хотите делиться опытом, ничего не получится.
Обладать достаточным уровнем знаний. Насколько достаточным — понятие субъективное. Вы должны разбираться в вашей области, уметь находить решения, брать ответственность за свои слова и подсказки. Успешность в своем деле — главный фактор, чтобы у вас захотели научиться.
Любить свое дело и непрерывно совершенствоваться в нем.
Хороший ментор должен быть одновременно учителем и психологом, другом и слушателем, консультантом и тренером.
Что ментор должен делать с учеником
1. Слушать. Когда ученик приходит с сомнениями и вопросами, иногда достаточно выслушать его мнение для разрешения проблемы. Зачастую у ученика уже есть готовое решение проблемы. Но он в нем сомневается. Правильное слушание поможет ментору разобраться с ситуацией.
2. Формировать объективность. Любая проблема подключает наши эмоции, а они мешают правильному принятию решений. Ментор должен смотреть на ситуации ученика безэмоционально. Формировать у него объективный взгляд на проблему, чтобы решение ученика было правильным, а не сиюминутным.
3. Предлагать идеи. Опыт и мудрость ментора позволяют ученику получать столько информации, сколько он бы самостоятельно не нашел.
4. Менять акценты. Если ученик смотрит на проблему под определенным углом, ментор должен предоставить ему возможность сменить «угол зрения». Посмотреть на ситуацию в широком контексте или поменять свое восприятие.
5. Спорить. Конфронтация — довольно жесткий, но действенный способ вдохновить ученика. Тактичная полемика подтолкнет его на раздумья и к принятию решения.
6. Поощрять. Любой человек нуждается в психологическом одобрении своих действий. Ученику важно одобрение от авторитетного человека.
7. Искать варианты. Совместный мозговой штурм помогает найти все возможные варианты и подталкивает ученика смотреть на проблему широким взглядом.
Наставничество дает множество бонусов для ментора. Найдите себе ученика, чтобы помогать ему своими знаниями, и самому становиться лучше.
По материалам книг «Одна привычка в неделю», «Сила эмоционального интеллекта», «Полная вовлеченность», «Укрощение тигров»
Источник обложки