Трудно провести успешно день, не начав свое утро продуманно, с четкой целью и конкретным смыслом. Каждое утро — чистый лист бумаги, возможность начать все сначала. Из книги «Утренние ритуалы» приводим интервью с успешными менеджерами, которые поделились своими правилами и привычками.
-
Эд Кэтмелл, президент Pixar и Walt Disney Animation Studios
Утренние ритуалы
— Я просыпаюсь, и начинаю готовить кофе — я пью тройной эспрессо с тремя столовыми ложками какао-порошка и двумя подсластителями. Я слышал, это помогает лучше думать. Понятия не имею, правда ли это, но на вкус получается здорово.
За кофе я сначала проверяю электронную почту, а затем читаю новости: New York Times, Wall Street Journal и San Francisco Chronicle, после чего смотрю новости в интернете. Раньше я новостные ленты не читал, но сплошной кошмар нынешнего публичного дискурса практически невозможно игнорировать.
— Пользуетесь ли вы будильником?
— Я устанавливаю будильник где-то на без пятнадцати шесть — шесть пятнадцать. Я использую прогрессирующий сигнал — сначала звук совсем тихий, но постепенно становится все громче. Впрочем, обычно я просыпаюсь по первому сигналу, чтобы будильник не мешал спать жене. Когда я использовал громкий сигнал, то чаще всего нажимал на кнопку повтора звонка и снова засыпал.
— Как скоро после пробуждения вы завтракаете?
На завтрак у меня обычно смузи или какие-нибудь хлопья. Смузи у меня это, как правило, порошок растительного белка (мой организм не принимает молочный белок), разведенный в миндальном молоке, с добавлением каких-нибудь замороженных ягод и кусочка миндального масла.
— У вас есть утренние ритуалы, связанные с занятиями спортом?
— Я тренируюсь в тренажерном зале примерно три раза в неделю. Каждый раз я немного варьирую упражнения, но это всегда та или иная комплексная силовая тренировка. Она нормализует сердечный ритм без слишком большого напряжения на колени, которые у меня почему-то будто бы старше всего остального тела.
Я живу в Сан-Франциско, а здесь много холмов. Мне нравится спускаться с них шагом, а потом вбегать на вершины, опираясь на пятки, чтобы, опять же, не напрягать колени. Я с нетерпением жду дня, когда ученые научатся заменять мениск (кусок хряща, который служит прокладкой между бедренной костью и голенью). Это такой красивый и простой на вид диск — глядя на него, думаешь, что ученые-медики уже должны были бы найти материал для такого протеза. И я бы предпочел, чтобы это случилось до того, как мне понадобится замена всего колена, или я вообще умру.
Сан-Франциско. Источник
— Что вы можете сказать об утренней медитации?
— Я медитирую каждый день (не пропустил за много лет ни одной практики) за полчаса-час до тренировки. Это всегда та или иная форма випассаны, например фокусировка внимания на дыхании. А еще мне очень пошло на пользу умение выключать внутренний голос. Я осознал, что этот голос — вовсе не я и что мне совсем не нужно ни постоянно анализировать события прошлого, ни слишком много думать о будущем. И это знание помогло мне сосредоточиваться и делать паузу, прежде чем реагировать на непредвиденные события.
Однако я признаю, что, хотя и фокусируюсь на дыхании, иногда во время медитации в моей голове может возникнуть идея, которую стоит сохранить. Но если я за нее цепляюсь и начинаю обдумывать, это портит медитацию. Поэтому я просто записываю идею и сразу отпускаю. Хм, а в этой фразе что-то есть.
— Что вы делаете, если ваши ритуалы нарушаются?
— Я никогда не пропускаю медитацию, но, если у меня мало времени, могу ее сократить. Если я пропускаю тренировку, то чувствую себя очень скверно, правда, надо сказать, такое случается довольно редко.
-
Билл Макнэбб, председатель совета директоров Vanguard Group
— Я встаю между пятью и пятью пятнадцатью утра. По пути на работу перехватываю кофе и без пятнадцати шесть — в шесть пятнадцать я уже за рабочим столом. Чаще всего я использую эти часы, чтобы познакомиться с последними новостями, после чего отвечаю на электронные письма, особенно от коллег из Европы и Азии. Встречи начинаются ровно в восемь, и до конца утра мой график довольно сильно загружен.
— Как долго вы следуете этим ритуалам? Что в них за это время изменилось?
— За тридцать лет мой распорядок изменился минут на тридцать. Став в 2008 году CEO Vanguard (должность, которую я занимал до начала 2018 года), я начал приходить на работу на полчаса раньше, чтобы иметь утром дополнительное время для подготовки к рабочему дню. А помимо этого, с тех пор как я в 1986 году пришел в эту компанию, мало что изменилось.
— В какое время вы ложитесь спать?
— В большинстве случаев между девятью и десятью вечера.
Среднее время пробуждения 300 респондентов авторов книги «Утренние ритуалы» — 6:24. Источник
— Делаете ли вы что-нибудь перед сном, чтобы проще было начать и провести утро?
— Я стараюсь удостовериться в том, что обработал все сегодняшние электронные письма, чтобы завтра утром начать работать с новыми. Я также читаю что-нибудь не связанное с работой, чтобы расслабиться перед сном.
— У вас есть утренние ритуалы, связанные с занятиями спортом?
— Физические упражнения — важный элемент моего ежедневного графика. Я стараюсь втиснуть в него тренировки как минимум три-четыре раза в неделю. Если из-за встреч или поездок это сделать сложно, я предпочитаю заниматься спортом по утрам. Уезжая из дома, я всегда беру с собой петли TRX (снаряд, представляющий собой нейлоновые стропы с простым механизмом для регулировки длины, круглыми ручками для ладоней и петлями для ног. Базовый принцип тренировки с использованием ТРХ-петлей основан на сопротивлении, что и обусловлено конструкцией этого приспособления) и скакалку, поэтому могу тренироваться в самом начале дня, не посещая спортзал. А если в отеле имеется тренажерный зал с полным кардиооборудованием, с удовольствием работаю на гребном тренажере.
— Каковы ваши самые важные задачи по утрам?
— В спокойное время между шестью и половиной восьмого утра мне работается лучше всего. В это время я читаю, думаю и готовлюсь к предстоящему дню. И я всегда стараюсь сохранить время для этих занятий.
-
Мэттью Уизерли-Уайт, соучредитель и управляющий директор Caprock Group
— Мне повезло — я могу просыпаться по утрам без будильника. Поэтому мои утра не всегда начинаются в одно и то же время. Если бы я мог взмахом волшебной палочки сделать каждому человеку в мире один подарок, это была бы возможность начинать день без этого противного сигнала. Нет ничего приятнее, чем просто открыть глаза в тот момент, когда они сами хотят открыться, чтобы увидеть мир во всей его полноте и великолепии.
Я определенно жаворонок. Полностью полагаясь на свой внутренний будильник, я крайне редко встаю позже половины седьмого и обычно отлично высыпаюсь, вставая намного раньше. Просыпаюсь я быстро. Длинные, медленные утра — это не про меня. Встав, я тут же беру быка за рога.
Дожидаясь, пока закипит вода, я обычно запускаю «предварительный просмотр» предстоящего дня, проверяю расписание и наскоро просматриваю электронную почту и текстовые сообщения, чтобы убедиться, что с того момента, как я лег спать, в гаджетах не появилось ничего важного. Затем я делаю чай или кофе и ем. После этого начинается четырехчасовой временной блок, который я называю «белым пространством». Он продолжается с восьми утра до полудня и застолблен в моем графике каждый рабочий день. Полномочия занимать это время есть только у меня. В это время я пишу, занимаюсь развитием бизнеса, провожу заседания совета директоров, тренируюсь. Таким способом я привношу осознанность и контроль в то, что в противном случае было бы исключительно реактивной рабочей средой, и благодаря этому могу организовывать свое утро, не перегружая его «структурой».
— Делаете ли вы что-нибудь перед сном, чтобы проще было начать и провести утро?
— Единственное, что я делаю перед сном (и то не каждый вечер), — составляю краткий список задач, которые мне нужно выполнить к тому или иному конкретному времени в будущем. Впрочем, проснувшись на следующее утро, я часто даже не заглядываю в этот список.
Список задач. Источник
— У вас есть утренние ритуалы, связанные с занятиями спортом?
— Мой утренний распорядок почти всегда предполагает тренировки, и в этом смысле я всеядное животное. Бег, катание на велосипеде и на лыжах, йога, скалолазание, гребля или серфинг — подойдет практически все, в зависимости от окружающей среды.
Физическая активность — это моя медитация, моя основа. Я отношусь к этому не как к зарядке. Скорее, для меня это способ собраться, усилить фокус, повысить уровень спокойствия и энергии, лучше подготовиться ко всему, что ждет меня впереди.
— Используете ли вы какие-либо мобильные приложения или продукты для совершенствования своих утренних ритуалов?
— Нет. На самом деле я делаю все возможное, чтобы ослабить вторжение высоких технологий в свое утро. Последнее, чего я хочу, — это перегрузить свое утро технологиями, хотя, признаться, активно пользуюсь их преимуществами в других аспектах жизни.
— Каковы ваши самые важные задачи по утрам?
— Забавно, я никогда не думал об этом как о задаче, но самое важное, что мне нужно сделать каждое утро, — не пустить в него ощущение неотложности. Надо сказать, меня время от времени затягивает цикл неотложности — крайне неприятная внутренняя паника, вызванная тем, что список неотложных дел удлиняется, как бы я ни старался его контролировать. Но я давно понял (хоть иногда и забываю!), что это чувство почти всегда иллюзорно. Я намного более продуктивен, когда не работаю в режиме неотложности.
Помню, как много лет назад прочел отрывок из книги о Томасе Келлере, в котором автор восхищался всепроникающим ощущением спокойствия и безмятежности в его знаменитом ресторане French Laundry. Автор недоумевал, как невероятно сложные блюда, которые готовятся в соответствии с жесточайшими стандартами, могут предлагаться в столь спокойной обстановке? Ирония, конечно же, заключается в том, что именно спокойная среда и есть причина высочайшей продуктивности заведения, поскольку именно она позволяет достигать максимального мастерства при выполнении сложных заданий. Так вот, я стремлюсь к тому же ощущению спокойного мастерства, и иногда мне даже удается его достичь.
Матрица управления временем по Стивену Кови
В книге «7 навыков высокоэффективных людей» Стивен Кови описывает свою матрицу управления временем, которая, как утверждает Мэттью Уизерли-Уайт, подчеркивает важность способности не принимать решения на основе срочности дел.
По словам самого Кови, «единственный способ сделать квадрант I управляемым состоит в том, чтобы уделить должное внимание II… а единственное место, где можно изначально найти время для квадранта II, это квадранты III и IV. Вы не можете игнорировать срочные и важные дела из квадранта I, хотя он будет уменьшаться по мере того, как вы будете проводить больше времени, занимаясь профилактикой и подготовкой в квадранте II». Таким образом, раз и навсегда решив отказаться действовать исходя из срочности дел, вы со временем можете существенно повысить свою продуктивность.
По материалам книги «Утренние ритуалы»
Обложка поста: unsplash.com