Можно ли превратить мечту в доходное дело? У некоторых получается. Это нелегко, требует много времени и сил. Но если мечта действительно велика — оно того стоит.
Выбрали из книг несколько реальных историй о том, как мечта становится бизнесом. Читаем и вдохновляемся.
Стать шеф-поваром французского ресторана
Роман с 16 лет мечтал стать шеф-поваром. Но учиться пошел на юрфак, а работать — в большую корпорацию. Со временем две вселенные — мечта и реальность — стали параллельными без шанса пересечься. В одной, настоящей, он надевал костюм и шел в офис. Во второй, в мечтах, он, выпускник Le Cordon Bleu, в шефском колпаке стоял на кухне ресторана и укладывал ягнячью ножку на пюре по рецепту Жоэля Робюшона. Вероятность пересечения была нулевой.
Мечта выглядела примерно так. Фото — из Instagram Le Cordon Bleu
Если бы не жена Романа Елена Резанова. Она убедила мужа провести следующий отпуск в Париже, а сама без его ведома договорилась с Le Cordon Bleu о визите к ним. В Париже пара «неожиданно» оказалась у здания с голубыми ленточками на фасаде, оставалось только открыть дверь и войти. Роман прошел по всем этажам, заглянул в классы-кухни и познакомился с шефами, вдохнул пар от супов и соусов.
Лена и Роман стали копить деньги на переезд во Францию и курс в Le Cordon Bleu. Чтобы собрать нужную сумму и закончить все дела на родине, понадобилось 9 месяцев. В один прекрасный день они сели в самолет Москва — Париж с билетом в один конец.
Рома приступил к кулинарному курсу в Le Cordon Bleu и окончил его в числе трех лучших студентов. Резановы отправились в новую точку мечты — Прованс. Там они открыли проект гастрономических путешествий «В гостях у шефа в Провансе», вложив в него всю душу и остаток денег. После первого на удивление удачного сезона Роман получил предложение стать шефом небольшого ресторанчика в Монако. Там его можно найти и сегодня.
Изучать поведение людей
Сказать, что Ванесса ван Эдвардс была застенчивой, — значит ничего не сказать. В юности она начинала заикаться, стоило столкнуться с каким-нибудь парнем, носила прическу в стиле «я в шлеме» и мешковатые футболки. Зная, что предстоит близко общаться с людьми, покрывалась пятнами еще до того, как переступала порог школы.
Но Ванесса хотела общаться. Она решила: человеческому поведению можно обучиться так же, как математике или иностранному языку. Она выписывала фразы, которые используются во время светского обмена любезностями, старалась распознавать скрытые эмоции людей и читала о людях все, что могла найти: учебники по психологии, социологические исследования, книги о поведении.
Например, заводила разговор с незнакомцами, а затем систематизировала их реакции. Или пыталась копировать движения альфа-самца шимпанзе, чтобы узнать, будут ли собеседники отзеркаливать её движения (эксперимент не сработал).
Теперь Ванесса легко заводит друзей. — Фото из Instagram
Девушка решила документировать свои эксперименты и наработки в блоге ScienceofPeople.com. Как оказалось, она была не единственной, кто испытывал проблемы в общении. Статьи стали появляться на просторах сети все чаще, а видео — распространяться с невероятной скоростью, и проект привлек внимание таких медиамагнатов, как Национальное общественное радио США и Forbes.
Тогда Ванесса превратила блог в лабораторию по изучению человеческого поведения The Science of People. Теперь она ведет тренинги в компаниях из списка Fortune 500, выступает на TED и пишет книги.
Сделать путешествия доступными
Мария Бондарь и Наталья Гаспарян дружили с первого класса, и о своем деле заговорили накануне выпускного. Тогда это была не более чем мечта: «А хорошо бы…» Мария поступила на филологический факультет, а Наталья — на экономический. Получив дипломы, устроились на работу: Но о прежнем желании не забывали.
Студентками Наталья и Мария подрабатывали гидами-переводчиками и нередко видели иностранцев на инвалидных колясках. Для большинства экскурсоводов такие туристы означали лишние хлопоты. Но люди с ограниченными возможностями все равно приезжали и хотели путешествовать! Так родилась бизнес-идея.
Наталья и Мария мечтали сделать мир открытым для всех. — Фото из ВК
В 2004 году девушки зарегистрировали фирму «Либерти». Изучение рынка началось с того, что Бондарь и Гаспарян с рулеткой и фотоаппаратом обошли все достопримечательности Петербурга, проверяя их на доступность для инвалидов. Проверяли не только инструментально, но и эмпирически — по очереди катая друг друга, а также знакомых и родственников, не поддавшихся суеверному страху, во взятой напрокат инвалидной коляске.
Результаты экспериментов оказались не слишком обнадеживающими: в середине 2000-х с доступной средой в Петербурге было, мягко говоря, не очень. Но девушек это не остановило.
Муж Марии Олег смастерил складной пандус, позволяющий преодолевать короткие лестницы. Затем купили микроавтобус в кредит. Олег переоборудовал его под колясочников, поколдовав с подъемником, снятым со старого грузовика.
Сначала было непросто. Точку безубыточности прошли только в 2012 году, а уже в 2016-м «Либерти» приняла 700 туристов, выручив около 7 миллионов рублей. Сегодня они расширяют количество зарубежных партнеров, разрабатывают новые туры, работают над сайтом. Пусть не сразу, но всё получается.
По материалам книг «Никогда-нибудь», «Наука общения», «Дельфины капитализма»
Обложка поста — unsplash.com