Социальное предпринимательство — это новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем на условиях самоокупаемости и устойчивости. Другими словами, это решение проблем общества при помощи инструментов бизнеса.
Социальный предприниматель — не благотворитель и не бессребреник. Он зарабатывает иногда очень даже неплохо и хочет, чтобы его бизнес приносил еще больше прибыли. Но в то же время социальный предприниматель не «акула капитализма», стремящаяся улучшить свое благосостояние любой ценой. Бизнес для него — высокоэффективный инструмент преобразования реальности, а отправная точка — социальная проблема, которую он пытается решить в соответствии со своими ценностями и идеалами.
Ниже — три истории социальных предпринимателей, описанных в книге «Дельфины капитализма».
Сергей Пятовский
ООО «Динозаврия». Детский парк развлечений.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Город Вельск, Архангельская область, центр лесной и лесохимической промышленности. 30 тысяч человек населения, 9 веков истории и никакого праздника.
СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Собственное помещение — небольшой торговый центр отделочных материалов и мебели. 5 миллионов рублей, накопленных за годы ведения бизнеса, еще 5 миллионов — привлеченные средства.
ИСТОРИЯ
2013 год. Пятовский едет на юг с новой женой и ребенком. Сергей жарился на пляже, наблюдал, как сын бегает по детскому лабиринту.
Вы, наверное, уже догадываетесь, что было дальше. Никаких лабиринтов в Вельске не наблюдалось, там сыну бегать было негде. Пятовский вернулся в гостиницу и задумался: все его семейные знакомые постоянно бубнили, что с детьми развлечься негде, пойти некуда. Он и сам периодически ворчал по этому поводу.
Как-то раз он пришел в детский сад к ребенку и увидел, как на празднике воспитатель включает и вы ключает свет. Пятовский спросил, что происходит, и получил простой ответ: «Это светомузыка». В целом эта история неплохо характеризо вала уровень рекреационной инфраструктуры в городе. Круче только торжественное открытие вкопанных в землю покрышек на детской площадке.
Пятовский задумался, а не сделать ли в Вельске такой же лабиринт, как на пляже. И сделал.
ДОСТИЖЕНИЯ
С нуля основал один из крупнейших детских развлекательных центров в регионе. Создал 25 рабочих мест, получает в год 3,5 миллиона рублей чистой прибыли, почти все вкладывает в дальнейшее развитие. Консультирует молодых провинциальных предпринимателей со всей страны и играет в бане на ударной установке.
Антон Кучумов
Магазин спортивных товаров Workout. Приложение для уличного фитнеса «100-дневный воркаут». Уличная субкультура, объединяющая сотни тысяч любителей свободных тренировок.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Все спортивные площадки в России и еще в 30 странах мира.
СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
5 подтягиваний, 10 приседаний, 10 отжиманий, 10 приседаний. Команда из трех безумцев, которые решили накачать мышцы без тренажеров.
ИСТОРИЯ
Я занимался киберспортом, — рассказывает Антон, — играл на компьютере по пять-семь часов в день, несколько раз в неделю. Потом случайно увидел в интернете ролики, где черные ребята в Америке делали что-то необычное. Они подтягивались на фонарных столбах, на перекладинах метро, на автобусных остановках, делали удивительные трюки на обычных дворовых площадках. Одновременно со мной эти видео попались на глаза двум трейсерам из команды One more day — Сергею Иванову и Даниле Черкасову. Мы списались и встретились, чтобы потренироваться в метро. На «Парке Победы» очень длинные эскалаторы, если бежать по ним вверх, то прокачка будет нормальная. Дальше мы делали приседания, отжимания — простые, базовые упражнения. Там возле изображения битвы с Наполеоном есть небольшой закуток, скамеечка. Никому не интересно, что ты делаешь, никто тебя не трогает. Можно потренироваться…
Но в метро мало воздуха, поэтому мы решили выйти из подземелья на улицу. В следующий раз позвали друзей — пришло человек 11, на верное. Сначала пошли заниматься на площадку рядом со школой, нас оттуда директриса с милицией выгоняла. Это было весной, а осенью нас было уже 50 человек. Занимались каждое воскресенье в новом месте. Кто-то знал хорошую площадку, мы шли туда, тренировались, фотографировали, заносили в базу площадок. Так с весны 2009 года в России появился воркаут.
Но любое волонтерское начинание рано или поздно дорастает до стадии, когда нужно определиться с финансовой философией. У Антона такая ситуация возникла в 2011 году, когда всерьез встал вопрос жизнеспособности всей затеи. Воркаутом занимались уже 35 тысяч человек. Антон и его команда за неделю могли побывать в двух-трех городах, где показывали на улице чудеса воркаута и рассказывали о своем проекте, вовлекая новых людей и потенциальных кураторов. Нужны были деньги на поездки и на разработку сайта, чтобы координировать группы воркаутеров между собой. При этом Кучумов хотел непременно сохранить чистоту идеи.
В итоге Кучумов занялся коммерцией специально для того, чтобы финансировать воркаут — открыл магазин спортивных товаров. Он так и называется — магазин «Workout», работает онлайн и офлайн в Москве на Соколе. Там продается то, что, как говорит владелец, для уличных тренировок не очень-то и нужно: жилеты-утяжелители, перчатки для подтягивания, разборные турники для домашних занятий, резиновые петли, которые вешаются на турник и уменьшают вес человека на 10–30 килограммов. Спрос на все эти вещи оказался неплохой.
ДОСТИЖЕНИЯ
Благодаря усилиям Антона Кучумова и его друзей более 100 тысяч человек в 1167 городах ведут здоровый образ жизни, не прибегая к услугам фитнес-индустрии. Приложением для ежедневных тренировок «100-дневный воркаут» пользуются несколько тысяч участников. Оборот магазина спортивных товаров достиг 25 миллионов рублей. Под давлением сообщества воркаутеров в России построено более 700 новых спортивных площадок.
Камиль Бакиров
ООО «Дедал». Проектирование, установка и сервисное обслуживание систем очистки воды.
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Самара. Крупный областной центр, где создают все для того, чтобы летать в космос, но до недавнего времени не могли разобраться с качеством водоснабжения.
СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Привлеченные средства, конструкторские ресурсы компании «Дедал».
ИСТОРИЯ
Этого бизнеса просто не было бы, если бы из кранов текла хорошая вода. Но вода в Самаре жесткая, в ней есть как минимум кальций и магний — не тот полезный, что в яблоках и овощах, а вредный, что накапливается в суставах и на стенках чайников. А ведь есть еще сульфаты и хлориды, в сельской местности — нитраты, ну а там, где расположены вредные производства, — тяжелые металлы. Человеческий организм засоряется ими, как сменный картридж фильтра. Только заменить его пока нельзя.
В 2010 году в Самарской области была засуха, в селах пересохли колодцы. Государство решало проблему с поставкой чистой воды, и на это были выделены деньги. Летом 2010-го в Самаре начали устанавливать киоски «Родниковый источник»: общество с ограниченной ответственностью «Нептун», которое владеет сетью, было зарегистрировано тогда же. Там предлагалась очищенная вода, добытая, как заявлял производитель, в скважине близ одного из самарских сел. В киосках «Родниковый источник» вода стоит 3 рубля 50 копеек, в автоматах чистой воды «Дедала» — 3 рубля ровно. В автомате «Дедала» стоит фильтр очистки, обогреватель и купюроприемник; в «Родниковом источнике» сидит продавец и стоит цистерна, воду привозит «КамАЗ». К этому времени общество с ограниченной ответственностью «Дедал» существовало уже 18 лет и тоже претендовало на госзаказ, но почемуто не получило его.
Три года спустя помощь пришла с другой стороны. Камиль Бакиров получил беспроцентный заем от фонда «Наше будущее» на покупку оборудования для сборки уличных автоматов по розливу питьевой воды. Идея была в том, чтобы монтировать их прямо над трубами водоканала и очищать обычную водопроводную воду. Экономия на транспортировке и хранении давала низкую себестоимость продукта — 1 рубль за литр, обещала окупаемость за два года (срок кредитования) и задел для расширения бизнеса.
Камиль Бакиров посчитал, что на 5–7 тысяч человек нужен один автомат по очистке и розливу. На Самару — 167 автоматов. На область — как минимум еще столько же. Открылась огромная ниша, новый рынок.
ДОСТИЖЕНИЯ
Проект «Чистая вода для всех». Сеть аппаратов по продаже очищенной воды, подключенных к городской системе водоснабжения. Аналогов нет — конкуренты продают питьевую воду, очищенную на заводах.
По материалам книги «Дельфины капитализма».