Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнес-кейсы
Алексей Васильчук: «Все успешные предприниматели — сумасшедшие»
9 февраля 2017 21 002 просмотра

Лариса Парфентьева
Лариса Парфентьева

17% — столько процентов россиян по данным социологов мечтают открыть свой ресторан. А сколько из них претворяют это желание в жизнь? Кажется, МИФ нашел человека, который осуществил мечту россиян. Неоднократно. Мой сегодняшний гость — Алексей Васильчук, совладелец ресторанного холдинга RestArt, которому принадлежат многие популярные заведения Чайхона № 1, Ploveberry, OBED BUFET, Live Kitchen, проект 354 и другие. В декабре 2016 года Алексей, его партнеры и команда прогремели на весь мир, превратив один из своих ресторанов в самый высокий в мире каток — на 86 этаже. Вообще-то Алексей совсем не похож ни на ресторатора, ни даже на бизнесмена. Он монументален, спокоен, доходит в рассуждениях до сути и, кажется, что ты сидишь с ним не в ресторане в центре мегаполиса, а где-нибудь в Ясной Поляне в конце XIX столетия. Мы поговорили с Алексеем о том, что должен знать человек, если он открывает ресторан с «нуля», что значит «мы на мы», как найти свою страсть и почему блаженны нищие духом.

— Я читала интервью с вами и заметила, что вы делите людей, занимающихся ресторанным бизнесом, на две категории: гастроэнтузиасты и рестораторы. В какой момент гастроэнтузиаст превращается в ресторатора? — Ресторатор — это тот человек, у которого есть чёткое понимание, как устроен ресторан, каким он должен быть, как им управлять как бизнесом. Ресторатор — это уже профессионал своего дела, в отличие от гастроэнтузиаста.

— Вы уже 15 лет в ресторанном бизнесе. В какой момент вы назвали себя ресторатором? — Я себя не называю ресторатором до сих пор. «Я ресторатор» — как-то пафосно звучит. Я по-прежнему говорю так: «Человек, который занимается ресторанным бизнесом».

— Мы сейчас сидим в ресторане Ruski на 85 этаже, а этажом выше вы открыли самый высокий в мире каток. Перед открытием процитировали у себя на странице в Facebook Гёте: «О чём бы вы ни мечтали, приступайте! В дерзости есть гений, и сила, и волшебство». Вы можете сказать, что обладаете бизнес-дерзостью?

— А разве это не дерзость — открыть каток на 86 этаже? Дерзость — это когда делаешь какие-то рискованные вещи, действуешь на грани, не боишься идти вперед и делать свою работу.

— А как вообще пришла идея с катком? Насколько для вас было важно, чтобы это был самый высокий в мире каток?

— Изначально это был летний ресторан «На свежем воздухе» в рамках масштабного проекта «354». Когда пришла зима, мы долго думали, что делать. Сначала хотели его утеплить, а потом штурмили с коллективом, и родилась идея сделать каток. Мы начали ее обсуждать. А однажды у нас было мероприятие, на котором присутствовали журналисты. Они разговорились с нашим исполнительным директором, и он им вскользь рассказал о катке, как об идее. Через некоторое время прибегает ко мне и говорит: «Надо делать! Я тут сказал, что мы собирается делать каток, и все уже об этом написали».

— Вот это история! Я знаю, что многие сомневались, что у вас получится осуществить замысел. Вы вообще часто слышали фразу «Это невозможно»?

— Многие говорят «невозможно». Я считаю, что возможно все, надо лишь сильно этого захотеть. Если Вы верите в свою идею, то все обязательно получится.

— В одном из интервью вы говорили про то, что ваши заведения периодически копируют. Но вы этого не боитесь, потому что «скопировать душу заведения невозможно». Что такое, по-вашему, душа заведения и откуда она появляется?

— Душа заведения — это отдача тех людей, которые его создают. Это огонь, который они зажигают. Это ответственность, это забота. Это сложно нащупать, нарисовать, можно только почувствовать. Это работа большого количества людей, каждый из которых оставляет часть своей души.

— О чем самом главном должен знать человек, который открывает ресторан или кафе с нуля?

— У него должно быть твердое убеждение, что он любит людей и хочет делать им приятное. Любой бизнес с услугами не может существовать, если не любишь людей. Все остальное — приложится. Если у тебя есть желание, горящие глаза и какой-то уровень интеллекта, то разобраться в любом бизнесе несложно.

— У вас есть командный девиз «Мы на мы». Откуда он появился и что он для вас значит?

— Случайно появился. Я разговаривал с одним гениальным человеком и обращался к нему то на «ты», то на «вы». Он и говорит, давай на «мы». Просто вскользь. И я прямо так: «Вау». «Мы на мы» — это про личную ответственность каждого за общий результат, про сопричастность. Знаете, историю про военный завод? На двух военных заводах работают уборщицы. Одну спросили: «Где вы работаете?». Она: «Я на заводе убираю». И этот же вопрос задали уборщице на другом заводе. А та отвечает: «А я ракеты в космос запускаю». Человек, кем бы он ни был, должен понимать конечный результат, быть сопричастным, а не только очерчивать свою зону ответственности. Надо всегда помнить, что мы — команда и у нас есть общая история…А слово «Я», оно, конечно, очень популярное. Все кругом кричат: «Я, Я, Я». Но не зря это последняя буква в алфавите.

— Вы как-то писали: «Когда отдаешь, ты получаешь. Это закон сохранения». А как это конкретно проявляется в вашем бизнесе? Через что?

— Это вообще закон жизни, где бы ты ни был. Чем больше ты отдаешь, тем больше получаешь. Это работает и на работе, и дома. И с гостями, и с сотрудниками, и с близкими. Все думают, что любовь — это эмоциональная штука. Нет, это биохимия, которая длится первые три года. Практика доказала. Семья — это тоже биохимия первые три года, а потом начинается работа. Чем больше ты отдаешь человеку, чем больше вкладываешь, тем больше получаешь. Другого закона нет.

Про дзюдо, лень и о главном качестве руководителя

— Кстати, я читала, что вы и ваш брат Дмитрий окончили школу олимпийского резерва. Как вам этот опыт помогает в бизнесе?

— Спорт хорош тем, что у тебя нет точки, после которой ты можешь сказать, что достиг потолка. Ты не можешь добиться всего и перейти в перманентное состояние. В спорте ты должен постоянно совершенствоваться. Ты должен всегда идти вперед. Еще важно, каким именно спортом ты занимаешься. Я занимался дзюдо, а это такой вид спорта, где важна гибкость. Дзюдо меня научило тому, что нужно уступать в жизни. Уступая, ты выигрываешь.

— Вы привыкли смотреть на успехи других или вы соревнуетесь исключительно с собой вчерашним?

— Самое главное соревнование — это с самим собой. Соревноваться с другими никакого нет смысла. Главное, делать на 100% для себя. Что можешь сделать — сделай максимально. Кто лучше, кто хуже, неважно. Главное, кто ты.

— А какие личные вызовы вы принимали в прошедшем году? — Я ленивый человек. Мне каждый день приходится бороться с ленью, со своими привычками.

— Билл Гейтс говорил, из ленивых людей получаются самые эффективные руководители, потому что они знают, как замотивировать других людей работать. А как вы думаете, какое самое главное качество для руководителя?

— Нужно слышать не только себя. В любой жизненной ситуации, неважно положительная она или отрицательная, нужно задавать себе вопрос: «А какой я был в этой ситуации?». Если появилась проблема, не надо искать вокруг виноватых. Знаете, многие руководители рассуждают: «Кто виноват? Конечно, сотрудник». А надо сказать: «Я виноват». И честно посмотреть, что ты сделал не так. Нужно включать кубическое мышление при любой ситуации. С кем бы ты не разговаривал, ты должен уметь смотреть на себя со стороны. Если постоянно это практиковать, то начинаешь понимать свои зоны роста. При таком подходе сразу видно: «Вот здесь я не доделал, здесь не досказал, здесь не дожал, а здесь, наоборот, пережал».

— На словах это звучит красиво. Но ведь главное эту философию передать и своим сотрудникам, коллегам. Тяжело такие вещи доносить до людей вокруг?

— Важно разговаривать с людьми через сердце, искренне. И если человек имеет такую же картину мира, как ты, то его заряжают эти идеи, он идет с тобой и достигает цели.

— Как вы думаете, о чём часто забывают успешные предприниматели?

— Есть некоторые предприниматели, которые, как роботы, говорят только о бизнес-процессах. Забывают при этом про людей. А нужно говорить про всё вместе: когда вместе работают и бизнес-процессы, и люди. Самое главное — это отношение к людям. Важно видеть в них личность: кто где работает, чего достиг, что у него в жизни, какая у него мечта. Самое страшное — мы даже не знаем, какая мечта у наших родителей или у жен. Живем по двадцать, сорок лет, и не знаем, о чем мечтают те, кто живет с нами в одном доме, не говоря уже про сотрудников. А что если ты можешь стать частью мечты этого сотрудника? Какой будет эффект в работе, если твоя компания может приблизить его к этой мечте? При таком раскладе все выигрывают.

Про деньги, «томление духа» и то, как найти свою страсть

— Недавно я разговаривала директором компании «SPLAT» Евгением Деминым. И мы с ним говорили о том, что многие результативные предприниматели… выглядят немного одержимыми.

— Все успешные люди выглядят сумасшедшими. Я тоже сумасшедший. Абсолютно.

— Значит, вы тоже можете себя назвать одержимым, да?

— Понимаете, одержимость — термин, который я не очень люблю. Он имеет религиозный оттенок смысла.

— Хорошо, назовем это «человек страстный». А как найти свою страсть?

— Я думаю, что «найти себя в жизни» — это про ощущения. Счастливый человек — это тот, который утром бежит на работу, а вечером — домой. И если ты бежишь на работу — значит, это твое. Точно совершенно. Если получаешь удовольствие, если кайфуешь, если тебе хочется дальше что-то делать — это твое. Когда есть большая положительная энергия, то она созидает. А если есть уныние и все остальное — это разрушительная энергия. Значит, ты не на своем месте.

— Вы говорили, что 15 лет назад впервые стали заниматься ресторанным бизнесом. Что вы чувствовали тогда? Вы понимали, что это ваша страсть?

— Абсолютно не понимал. Я случайно оказался в этом бизнесе. Хотя у меня семейное, это династийная тема, но я никогда не думал, что буду этим заниматься. Случайно начал пробовать. И мне так это понравилось. И только позже понял: да, это то, что мне нужно.

— Вы как-то рассказывали про Иннокентия Сибирякова, который был миллионером-золотопромышленником, но раздал все состояние. Хочу его процитировать: «При помощи своих денег я видел мир Божий, но что из всего этого прибавило к моему личному счастью жизни? Ровно ничего. Та же пустота в сердце, то же сознание неудовлетворенности, то же томление духа». У вас бывает такое? Вам знакомо такое состояние — томление духа? Ощущение пустоты, я имею в виду.

— У каждого человека такое бывает. Я сейчас не говорю про Иннокентия Сибирякова, он был святой человек, реально. Я говорю про себя. Иногда бывает, что ты садишься напротив себя, настроение ужасное. Мы часто рисуем себя не так, как выглядим на самом деле. Знаете, блаженны нищие духом. Те люди, которые всегда понимают, что им чего-то не хватает, им нужно еще что-то постичь, чему-то научиться, что-то понять, почувствовать. Растет только тот человек, который всегда видит себя со стороны и задается вопросом: «Как я это сделал собственными руками? Какую роль сыграл?».

— В вашей системе координат деньги на каком месте? Что они для вас значат?

— Деньги — это средство для независимости. Это инструмент, посредством которого можно сделать мир, в котором люди были бы довольны. У меня нет задачи заработать миллиард рублей и быть самым богатым человеком на кладбище. Это абсолютно серьезно. Деньги нужны для того, чтобы жить, сейчас и здесь, и для того, чтобы оставить после себя что-то хорошее. Но точно не для того, чтобы оставить детям миллиарды, и уничтожить детей этими деньгами.

— А вы часто встречаете людей, для которых деньги становятся очень тяжелой ношей?

— Вы знаете, Бог миловал. Очень редко.

Блиц-опрос:

— Какую книгу вы бы посоветовали прочесть всем?

— Это будет странно звучать, но я считаю, что все уже написано в Евангелии две тысячи лет назад. Это Книга книг. Ее можно читать по кругу 158 раз и открывать для себя что-то новое. А если говорить о бизнес-литературе, то Стивен Кови очень интересный во всех отношениях. Это фундаментальная литература. Все, что он написал, все фундаментально.

— Как вы думаете, почему у вас получается делать то, что вы делаете?

— Это от Бога. Он дал возможность. Я максимально стараюсь делать хорошо.

— Исходя из вашего опыта ведения бизнеса, исходя из вашего опыта жизненного, о чем в жизни вы знаете точно?

— Надо любить. Любить дело, которое ты делаешь. Любить людей, которые вокруг тебя. Надо жить так, чтобы внутри был мир. Мир с Богом, с самим собой, с окружающими, с семьей. И честно отдавать себя всему.

Благодарю за помощь в организации интервью Юлию Максину 

 

Еще вы можете почитать интервью с: Евгением Деминым (SPLAT) и Артемом Агабековым (Фабрика окон)

 

Похожие статьи