Когда человек работает вместе с искусственным интеллектом, рождается не конкуренция, а сотрудничество. Машина помогает там, где мы устаем, а человек делает то, чего ИИ пока не умеет — чувствовать, связывать смыслы, видеть дальше алгоритма. Эти истории МИФа — о том, как технологии становятся стартом наших умений и идей.
И швец, и жнец
Представьте, что обнаружили рядом команду из десяти человек, готовых работать без выходных. ИИ дает похожее ощущение: он не устает и готов поддерживать в любой момент.
Для Александра Спицына, руководителя отдела корпоративных продаж, это не теория, а реальность: «В коммерческом отделе активно используем ИИ. С его помощью мы настроили процессы в CRM, подготовили инструкции и чек-листы для команды, создали шаблоны писем и скрипты звонков, сделали сценарии роликов и презентаций, составили темы для планерок и даже тексты для мотивационных выступлений.
45 татуировок продавана. NEON Pocketbooks
Самое интересное, что и саму систему работы мы тоже создали вместе с ИИ: я лишь задавал вопросы и направлял. То есть мы не просто используем инструмент, а фактически строим совместную систему поддержки отдела».
Для Галины Ересиной, арт-директора направления «Молодежная литература», это произошло естественно: «На работе использую его как помощника для составления частей ТЗ. Иногда прошу найти или нарисовать что-то, чтобы объяснить художнику. Удобно быстро уточнять детали: чаще справляется лучше, чем гугл. Недавно поняла, что он прекрасно пишет формулы для Google-таблиц и находит в них ошибки».
Обучение
Ксюша Галкина, руководитель маркетингового направления: «Самое впечатляющее, что я делала с нейросетями, — это персонализация опыта. Причем не только клиентского, но и учебного. Когда я работала преподавателем английского, у меня был ученик — молодой человек 26 лет. Сложный случай: саркастичный, уставший, ничем особо не увлекающийся. Стандартные учебники его совершенно не цепляли: темы казались скучными, любопытства не возникало. Но при обучении языку эмоциональный отклик очень важен, и нужно было найти к нему ключ.
Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить
Тут мне и помогли нейросети. Я давала портрет ученика, его интересы, вводила конкретные параметры — и получала на выходе креативные идеи, заточенные под него. Самый крутой эксперимент получился, когда я собрала для него серию уроков в формате компьютерной ролевой игры. Там были испытания, сюжет, персонажи. Герои оказались особенно классными: нейросеть придумала их из офисных архетипов — а ученик как раз работал в геймдеве, постоянно находился в этой среде. Получилось смешно, актуально и очень для него близко.
Более того, нейросеть помогла собрать все под ключ: и сценарий, и образы персонажей, и иллюстрации для карточек и игровых элементов. На все ушло буквально 2–3 часа. Самостоятельно я бы тратила недели, и результат все равно был бы не таким ярким. А тут — готовая игровая вселенная, встроенная в обучение. Ученик остался в восторге, и я смогла поднять свой ценник, потому что это уникальный опыт, который невозможно просто так где-то купить или скачать.
Для меня это как раз про настоящую ценность нейросетей: они позволяют быстро создавать уникальные решения, которые раньше были бы невозможны или слишком затратны. С точки зрения маркетинга, к сожалению, нейросети мне пока не нравятся. Но, возможно, я не очень умею ими правильно пользоваться. Надо сходить на наш курс».
Расширитель опыта
Алена Лепилина, руководитель команды копирайтеров, продюсер и редактор курсов:
«Я давно слежу за тем, как развиваются нейросети — почти что с релиза одной из самых популярных сейчас. Читаю каналы, смотрю видео, интервью с разработчиками и исследователями ИИ, пробую многое сама, проводила воркшоп в МИФе.
Нейросети использую и для повседневных задач, и в работе. Главное, что за эти годы стало понятным, — без человека ИИ не справляется. Все перетолки о том, что люди больше не нужны, пока что не особенно относятся к реальности. Нет такого, чтобы я дала задачу DeepSeek, а сама пошла вздремнуть. Может быть, лет через десять это и станет возможным, но точно не сейчас.
Данные: визуализируй, расскажи, используй
Для меня искусственный интеллект стал «вторым мозгом» или даже скорее напарником — в работе над текстами и презентациями, в генерации идей и стратегий, в креативе. Я использую его для «разгона мысли»: вместо того чтобы чахнуть над пустой страницей, когда, например, надо написать текст, я прошу ИИ накидать какой-то вариант, пусть даже плохонький. А дальше уже включается мой внутренний редактор, и дело идет веселее. Мне главное, чтобы была основа, которую уже можно докручивать как хочется. Раньше я тратила много времени на то, чтобы найти цитату, идею, мысль из книг, которая была бы точкой отсчета, а теперь этот этап часто пропускаю.
Мне нравится готовить презентации вместе с нейросетью: она предлагает структуру, примерные тексты, выдает идеи, которые, возможно, я бы и не придумала сама — за счет того, что прошу ИИ выступать в разных ролях, например, топ-менеджера крупной компании, или маркетолога с опытом в EdTech, или руководителя отдела продаж. Чем точнее описываешь роль (я указываю даже опыт в годах — «cо стажем 20 лет» — и на чем специализируется условный эксперт), тем больше пищи для размышлений получаешь. У меня даже есть коллекция готовых промптов с разными ролями, которые нужны чаще остальных.
Психометрика в EdTech: первые шаги
Причем я не просто задаю конкретную роль и задачу (не без этого, само собой), но часто обсуждаю с нейросетью, а как она видит то или это: discussio mater veritas est.
Ну и из разряда волшебства: я как человек, который напрочь лишен художественных способностей и способен нарисовать только «палка-палка-огуречик», могу сделать классную иллюстрацию — и этим наслаждаюсь. Это то, что раньше было невозможно«.
Доверяй, но проверяй
ИИ напоминает зеркало, которое слегка искажает отражение. Иногда от этого смешно, а иногда досадно. Но всегда полезно: ведь мы учимся смотреть внимательнее. Ошибка становится частью диалога.
Ксения Харченко, младший редактор направления «Классическая литература», делится опытом: «Использую DeepSeek для сбора информации при подготовке текстов для менеджеров. Но всегда перепроверяю места, где возможна ошибка: один раз сильно обожглась. В повседневной жизни почти не применяю, иначе привыкну и он будет думать за меня. Разве что оттачиваю навыки постановки вопросов, чтобы получать точные ответы».
У руководителя по стратегическому развитию отдела управления продуктом Оли Киселевой ИИ-ассистент:
— структурирует презентации (за 10 минут вместо часа),
— анализирует тренды,
— генерирует варианты заголовков,
— проверяет факты,
— создает брифы.
Генератор идей и ускоритель на старте
Чистый лист — всегда испытание, потому что в нем много свободы и столько же страха. ИИ здесь работает как разгонная дорожка. Не решает за тебя, но помогает набрать скорость.
Анна Кузнецова, специалист по организации мероприятий, рассказывает: «На работе ИИ помогает избавиться от страха чистого листа и накидать идеи для названий и анонсов. В чистом виде эти идеи не использую — слишком топорно, но зато они дают хороший старт».
Соня Кондратенко, менеджер по продвижению книг направлений «Гуманитарный нон-фикшн» и «Прикладной нон-фикшн»: «Я постоянно записываю заметки со всех встреч, заливаю в GPT и прошу изложить их кратко, выписав то, что нужно сделать».
Настя Ваюкина, SMM-специалист МИФ.Курсов: «Использую ИИ пока только для работы, в основном, чтобы сгенерировать картинки. Это удобно, потому что можно получить любой визуал, не перерывая фотостоки (где зачастую все равно невозможно найти то, что нужно). А брать картинки из гугла нельзя — это нарушение авторских прав».
Ксения Филимонова, продюсер курсов: «ИИ помогает мне погрузиться в тему, когда готовлю новый курс: сравниваю разные подходы к изучению, смотрю на культурный или исторический контекст.
А еще я немного преподаю английский и русский как иностранный. С помощью ИИ подбираю материалы и упражнения для студентов, генерирую учебные тексты».
Катя Щетинина, копирайтер: «Для рабочих задач использую постоянно. Особенно когда ловлю ступор и не знаю, как подступиться к задаче.
А для личных целей у меня был интересный опыт: однажды навалилось много всего, и я не знала, за что хвататься. В итоге — страх, паника и прокрастинация. Тогда я решила, что мне нужен ассистент: закинула список всех дел (рабочих и личных) в ИИ, указала, сколько на что нужно времени. Затем попросила его расставить приоритеты и прописать, что за чем нужно делать, чтобы все успеть и не сойти с ума.
В итоге у меня появился пошаговый план, в котором было место и на чтение, и на тренировку, и на перерывы, и на все-все дела. Он меня еще подбадривал и хвалил. Было очень классно».
Полина Соколовская, SMM-менеджер «МИФ.Детства»: «Иногда прошу ИИ помочь с генерацией идей. Но чаще как SMM-специалист использую нейросети для создания необычных и ярких изображений. Например, недавно я попросила Midjourney сделать картинки с примерами осенних аппликаций и поделок с героями из наших детских книг. Вот что мне предложила нейросеть (узнали героя?)»
А этого?:)
Распорядитель королевского двора
Дарья Облинова, ответственный редактор направления «Проза»: «Редакторам часто приходится составлять ТЗ на оформление, когда книга еще на переводе. В таких случаях мы просим ИИ сделать пересказ, скажем, корейского или немецкого текста на русский. Загоняем по частям, потому что если скармливать текст целиком, ИИ иногда придумывает сюжетные ходы, которых в оригинале не было».
Далее — рассказ Даши Зудиной, координатора направлений «Детство» и «Комиксы».
Я фанат такой темы, как GPT-ассистенты. Особенно если они персонифицированные. Мой ассистент Сенешаль помогает писать брифы. Внутри у него инструкция с заданной тональностью, ролями и задачами, плюс часть шаблона для брифов (та, где не нужны закрытые данные или ручное заполнение). Результат можно доработать прямо с ботом или подредактировать самостоятельно. Доступ приватный, только для меня, плюс встроенная защита от утечки промпта.
Теперь расскажу немного о нейминге. Сенешаль — это такой главный распорядитель при королевском дворе. Представьте: он знает, где что лежит, кто чего хочет, и как сделать так, чтобы все остались довольны. Этакий переводчик с высокого королевского на человеческий: берет величественные повеления монарха и превращает их в понятные правила «как нам тут всем вместе жить и почему именно так». Он в курсе, какой граф с утра не в духе, какая герцогиня на диете, и как организовать пир так, чтобы никто не подрался и т. д.
Мой ассистент делает примерно то же самое, только вместо двора у него книги. Он берет короткую аннотацию, которую пишут наши прекрасные редакторы, и распаковывает ее в почти что полноценный бриф: с тезисами, ЦА и УТП.
Исторический Сенешаль знал придворных, бот знает читателей. Сенешаль согласовывал интересы, бот упаковывает смыслы. Оба превращают «высокое» в «понятное» — и следят, чтобы все всё поняли правильно.
***
ИИ вошел в нашу жизнь. И способен помогать далеко не только с таблицами, текстами и продажами (и пп-ужином). В каждой истории видно главное: искусственный интеллект не умеет работать сам по себе, но оживает в диалоге с человеком. И в этом диалоге мы открываем не только возможности машин, но и новые грани самих себя.
P. S. Приходите на курс «Как приручить нейросети». Старт 20 октября.