Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Корпоративные подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Саморазвитие
Карьерные перемены: как закрыть прежний этап и начать следующий
вчера

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Карьера не движется по прямой линии: она складывается из этапов, каждый из которых имеет свой смысл и срок. Сокращение, закрытие проекта или кризис — не конец пути, а естественный переход. Эти моменты дают шанс трезво оценить опыт, расставить приоритеты и осознанно выбрать, куда идти дальше.

Чтобы открывать новые возможности, важно достойно завершать предыдущие. Делимся советами карьерного консультанта из одноименной книги.



Советы карьерного консультанта

Бумажная книга Электронная книга

Переговоры с работодателем

Процедура сокращения предполагает ряд выплат для сокращаемых сотрудников, и не все компании могут потянуть эту, в общем-то, затратную процедуру. Какая-то компания в состоянии выполнить то, что предписано законом, в полном объеме, а какая-то нет. Большинство компаний будут искать другие способы, чтобы снизить затраты и одновременно не терять при этом свой квалифицированный персонал.

Поэтому, если вы попали как раз в такую ситуацию, что ваша компания вынуждена оптимизировать затраты на персонал, очень важно вступать с работодателем в переговоры, договариваться, действовать по принципу win-win (искать разумные компромиссы, решения, которые устраивают обе стороны), знать свои права и уметь разумно их отстаивать, не сжигать мосты, не вступать в конфликты.

Основная ошибка в переговорах с руководителем — впадать в две крайности.

Первая крайность — находиться в роли жертвы, давить на жалость, разговаривать в состоянии волнения и страха, использовать просящие интонации, с которыми аргументы звучат неуверенно. «Мне нечем будет кормить детей, если вы меня уволите, а еще у меня ипотека и пять котов» — это не убедит работодателя. Ему важно понять, что получит компания, если не будет увольнять того или иного сотрудника.

Вторая крайность — крайне воинственно и агрессивно доказывать работодателю, что он не прав в своем решении о сокращении должности, ставить ультиматумы, угрожать (например, сливом клиентской базы). В таком состоянии человек не слышит аргументы, не способен договариваться. Преобладающая эмоция — гнев, человек готов разнести к чертям эту шарашкину контору, где его не ценят, хотя он отдал ей целых 5/10/15 лет. Он начинает выплескивать из себя нормы законодательства: «Вы обязаны мне это, обязаны то».

Переговоры нужно вести дипломатично, не скатываясь в роль воина или жертвы, оставаясь в роли взрослого человека.

Позиция «взрослый» подразумевает, что вы знаете, чего хотите, и определили для себя три варианта развития событий:

— минимально приемлемое — решение, которому вы будете не сильно рады, но на которое тем не менее согласитесь, если не будет иных вариантов;

— среднее — приемлемое решение, которое устроит и вас, и работодателя;

— максимальное — совершенно классное решение, о котором было бы здорово договориться с работодателем (конечно, при условии, что работодатель увидит в нем выгоду и для себя).

Как подготовиться к увольнению

Если вы чувствуете, что ваша компания не справляется с кризисом и скоро начнет сокращать персонал, нужно подготовиться к этому событию. Лучше перестраховаться и встретить его во всеоружии, чем в крайней растерянности и панике.

Желательно сделать следующие шаги:

1. Во-первых, нужно иметь собственное видение, каким образом вы будете выходить из компании и на каких условиях (по соглашению сторон, по сокращению и т. п.). Стратегию (своеобразный план действий) можно продумать самостоятельно либо обратившись к карьерным консультантам.

2. Во-вторых, полезно начать шерстить рынок и присматривать запасные варианты: какие есть вакансии на рынке труда, на каких условиях. Просмотр вакансий также полезен тем, что вы:

— понимаете спрос на профессии в вашей сфере деятельности;

— понимаете уровень оплаты труда на интересных вам должностях;

— видите список навыков и компетенций, которые нужны работодателям, и можете заранее их прокачать (пройти нужное обучение);

— видите варианты для выстраивания параллельной карьеры: пока у вас сохраняется основное место работы, можно начать подрабатывать или открыть собственный бизнес в качестве ИП или самозанятого.

Один из самых эффективных вариантов — это знакомые и коллеги, которые знают вас как человека, как профессионала. Нужно обзвонить их или написать им, спросить, как у них дела, рассказать о своей ситуации и проявить заинтересованность в предложениях по работе.

3. В-третьих, нужно заняться здоровьем, чтобы встретить грядущие перемены в хорошей физической форме, чтобы сохранять спокойствие, осознанность и ресурсное состояние. Найдите групповые или индивидуальные занятия в фитнес-центре, не слишком интенсивные (например, «Здоровая спина» или «Мягкий фитнес»), и занимайтесь два-три раза в неделю, без фанатизма, без перегрузок, но регулярно. Или делайте упражнения дома по обучающим видео. Заботьтесь о себе, это всегда пригодится.

4. В-четвертых, создавайте подушку финансовой безопасности. Она нужна, чтобы в дальнейшем более осознанно, спокойно искать новую работу и не испытывать страха безденежья.

Важно! О сокращении должности работодатель должен письменно, под подпись уведомить сотрудника не менее чем за два месяца. Внимательно читайте все документы, которые вам дают подписывать. Не подписывайте то, что ущемляет ваши права (в приказе пишите «ознакомлен», а не «согласен»). Никогда не пишите заявление об увольнении по собственному желанию, если собственного желания здесь нет.

Уйти спокойно

Еще очень важный момент при сокращении. Нужно уходить спокойно, достойно, с уважением к себе и к работодателю, не хлопая дверью. Работодатель тоже вложил в вас много сил, ему тоже тяжело принимать такие решения. Тем более, как говорится, земля круглая, и, возможно, вам предстоит еще пересечься и посотрудничать в каких-то новых проектах.

До момента сокращения нужно успеть получить у нынешнего работодателя рекомендацию на будущее. Желательно хорошую, представляющую вас как профессионала. Можно облегчить начальству жизнь, написать текст рекомендации самостоятельно и попросить подписать. Но необходимо учитывать, что письменным рекомендациям мало кто доверяет. Есть практика звонить на предыдущие места службы и спрашивать рекомендации у коллег и руководителя. Поэтому очень важно не иметь острых конфликтов. Одна плохая рекомендация может перечеркнуть путь к отличному месту работы.

Полученная рекомендация окажет психологическую поддержку. Очень важно знать, что текущий работодатель считает вас профессионалом с высоким уровнем ответственности и готов подписаться под этими словами. Это будет дополнительным плюсом к самооценке, которая нередко ощутимо снижается.

Психологическая самопомощь

Человек, которого сократили, испытывает огромный стресс. Кажется, что мир рушится, уходит из-под ног. Конечно, в такой ситуации трудно сохранять спокойствие. Чтобы выйти из нее победителем, нужно действовать осознанно. Главное правило — не паниковать, пытаться справиться и с гневом, и с опустошением, верить, что возможности есть всегда. Нередко новая работа оказывается лучше по нескольким параметрам. Это тот случай, когда нет худа без добра.

Но в таком стрессе очень сложно найти работу. Каким бы колоссальным ни был опыт, после собеседований будут поступать отказы. То состояние, в котором мы готовим резюме, пишем письма, ходим на собеседования, — оно хорошо считывается. Всем нужны высокоэффективные ресурсные сотрудники. Самое ужасное, что получается некий замкнутый круг: человек и так в очень уязвимом состоянии, а если каждый поход на собеседование заканчивается отказом, ресурсное состояние становится все хуже и хуже.



Магия Excel

Как себе помочь?

Упражнение «И это пройдет». Вспомните и выпишите на лист бумаги кризисы, через которые вы уже прошли. Вы с ними справились? Справитесь и с этим. Помните притчу про царя Соломона и его кольцо с надписью «И это пройдет»? Все проходит, пройдет и это. Возможности есть всегда. Кризисов будет еще много, мы переживем их достойно, откроются новые двери и дороги!

Упражнение «Зато». Когда наступает кризис, мысли часто крутятся вокруг плохого. В таком состоянии трудно что-то менять к лучшему. Смысл упражнения прост: к каждой трудности добавить «зато» и найти что-то хорошее. Например: «Я потерял работу, зато у меня появилось время на обучение». Или: «Сейчас тяжело, зато рядом есть люди, которые поддерживают». Если повторять это упражнение регулярно, оно помогает быстрее восстанавливать силы, видеть положительные стороны и возвращать себе спокойствие.

Анализируем каналы поиска работы

При поиске работы нужно по максимуму использовать все каналы. Самое первое, что приходит на ум большинству соискателей, — это сайт HeadHunter, другие агрегаторы вакансий, группы в соцсетях и мессенджерах. Люди мониторят вакансии, рассылают резюме и ждут откликов. Безусловно, такой метод необходимо учитывать в своей стратегии поиска работы. Но этот канал не самый эффективный (под эффективностью мы понимаем скорость нахождения работы и долю людей, которые нашли работу с помощью того или иного канала).

Он всего лишь на четвертом месте!

В импровизированном хит-параде каналов поиска работы на третьем месте — профессиональные рекрутеры и рекрутинговые агентства, на втором месте — родственники и друзья, а на первом месте (та-дам!) — ваш ближний профессиональный круг.



Я — редактор

Теперь подробнее про эти каналы.

Почему сайты — агрегаторы вакансий только на четвертом месте? Потому что вакансии там появляются только в том случае, если невозможно закрыть их самостоятельно внутри компании. Когда открывается вакансия внутри компании, кадровая служба в первую очередь старается закрыть вакансию собственными силами, не прибегая к чужим услугам.

Третий канал — профессиональные рекрутеры и рекрутинговые агентства. Часто через него ищут кандидатов на высокие, сложные позиции, например директоров департаментов крупных компаний, узких технических специалистов. Чем выше, сложнее позиция, тем больше шансов, что ее отдадут в работу профессиональным рекрутинговым агентствам. В идеале у вас должно быть как минимум три, а лучше десять рекрутеров, которые работают по вашей отрасли и специализации.

Второй канал — это ваши родственники и друзья, то есть люди, которые, возможно, не знают вас как профессионала, но очень хорошо знают вас как человека и, соответственно, могут вам доверять и вас рекомендовать.

Первый по эффективности канал — ближнее профессиональное окружение. Это люди, которые вас хорошо знают с профессиональной точки зрения и которые могут вас рекомендовать. Например:

— сотрудники компаний, где вы работаете или работали (руководители, коллеги из вашего отдела и смежных подразделений);

— сотрудники других организаций — компаний-заказчиков и компаний-подрядчиков, с которыми вы вели совместные проекты и общались по работе.

Эти люди видели, как вы проявляете себя (какой результат можете дать, насколько соблюдаете сроки, как общаетесь с клиентами), и могут выступить в роли «продвигаторов» вашей кандидатуры на рынке труда. В пользу этого канала говорит и тот факт, что во многих компаниях действуют реферальные программы для привлечения новых сотрудников. Действующие сотрудники рекомендуют своих знакомых, в чьих профессиональных качествах они уверены. В плюсе все: работодатель получает релевантных соискателей, а действующий сотрудник — денежное поощрение.

Что влияет на эффективность данного канала? Конечно, умение ладить с людьми. Старайтесь поддерживать с ними хорошие отношения и проявлять интерес к ним не только во время работы, но и после увольнения. Согласитесь, будет странно, если конфликтовать с человеком или не общаться с ним много лет, а потом писать или звонить ему с просьбой помочь найти место. Так это не работает.

Из книги «Советы карьерного консультанта».

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Похожие статьи