Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Лошадь или жокей? Почему команда важнее идеи: уроки от венчурных инвесторов
25 февраля

Анастасия Денисенкова
Анастасия Денисенкова

В мире бизнеса идеи часто романтизируют, считая их основой успеха. Но венчурные инвесторы, создающие инновационные компании, видят все иначе. Ключ к успеху — это люди. Этот принцип подробно раскрывают авторы книги «Венчурное мышление»: Илья Стребулаев, профессор Стэнфордской школы бизнеса и эксперт по венчурному капиталу, и Алекс Данг, технологический лидер с опытом в McKinsey, EY и Amazon.

Почему фокус на команде важнее, чем идея? В чем секрет людей, способных систематически создавать успешные бизнесы? И как распознать разницу между «плохой идеей» и «слабой командой»? В этой статье — вдохновляющие примеры культовых компаний, таких как Zoom и OpenAI, и практические советы, которые помогут вам внедрить звездные методики уже сегодня.

Бумажная книга Электронная книга

Как Zoom стал лидером

Эрик Юань, инженер из Китая, работал в WebEx и предлагал руководству идею улучшенной видеосвязи, но получил отказ. Тогда он уволился, чтобы создать свой стартап. В 2012 году Zoom (изначально Saasbee) начинал с нуля, не имея ни одного клиента и конкурируя с гигантами вроде Cisco, Microsoft и Google. Однако благодаря глубоким знаниям Юаня и слаженной работе команды Zoom не просто выжил — он стал лидером.

Принцип венчурных инвесторов — лучше инвестировать в отличную команду, работающую над неплохой идеей, чем в неплохую команду, работающую над отличной идеей. История Zoom — пример того, что успех продукта определяется людьми, стоящими за ним.

Идеи приходят и уходят, команда остается

Один из ключевых принципов венчурного мышления: «Делайте ставку на „жокея“, а не на „лошадь“».

«Венчурные инвесторы часто используют такие термины, как „лошадь“ и „наездник“, описывая факторы, которые помогают отличить успешные инвестиции от провальных. Термин „наездник“ включает в себя все, что касается основателей и команды. С термином же „лошадь“ связаны бизнес-факторы, такие как продукт, бизнес-модель и размер рынка», — объясняют авторы.

Идеи меняются под влиянием технологий, рынка или внешних обстоятельств. А люди, которые их воплощают, остаются.

«Превосходный жокей не может победить на медленной лошади. Но плохой наездник проиграет даже на самой быстрой», — гласит венчурная мудрость. На ранних этапах стартапа этот принцип становится особенно критичным.

Успешные команды гибки и готовы меняться. Они перерабатывают идеи, находят свежие подходы и, если нужно, совершают пивот (изменение стратегии, план Б), переориентируясь на новую гипотезу. Без всего этого даже самая гениальная идея так и останется в тени.

Что делает команду успешной?

Даже слабую идею можно переосмыслить и превратить в шедевр, если за нее возьмутся правильные люди. Так что же отличает сильные команды? И как создать коллектив, способный пройти через провалы, конкуренцию и неожиданные вызовы? Венчурные инвесторы выделяют пять главных качеств сильных команд:

Экспертиза в своей области

Юань понимал видеосвязь как никто другой, что и позволило ему создать Zoom. Знание своей сферы — это фундамент.

Гибкость и готовность меняться

Рынки и предпочтения клиентов меняются постоянно. Умение вовремя пивотить (переходить на план Б, если план А не удался) отличает победителей от проигравших.

Культура доверия и открытости

Где обсуждаются идеи и есть диалог, рождаются инновации. Авторитарный подход и отсутствие прозрачной коммуникации чаще приводят к провалам.

«Правило двух пицц»

Маленькие команды эффективнее благодаря прозрачной коммуникации и большей ответственности. «Правило двух пицц», введенное в Amazon: чтобы накормить команду, должно хватить двух пицц, что ограничивает состав группы до 8 человек.

Доля в успехе

Привлекайте и мотивируйте самых талантливых участников проекта, предложив им стать совладельцами бизнеса. Это послужит стимулом для реализации самых амбициозных идей.

Оценка стартапа инвесторами
Модель материальной мотивации для стартапа. Венчурные инвесторы делают ставку на проект В. Иллюстрация из книги

OpenAI: ставка на людей

Еще один кейс, буквально изменивший мир, — история компании OpenAI. Основанная в 2015 году такими визионерами, как Илон Маск, Грег Брокман и Сэм Альтман, компания начинала без готового продукта, при этом привлекла миллионы инвестиций (помимо тех, что вложили сами Маск и Альтман).

Главный актив OpenAI — это ученые, инженеры и лидеры, объединенные амбициозной целью: сделать искусственный интеллект безопасным для человечества.

Сегодня OpenAI создала такие революционные продукты, как GPT (Generative Pre-trained Transformer — языковая модель для обработки и генерации текста) и ChatGPT (приложение на основе GPT, оптимизированное для ответов на вопросы в удобном формате чата), подтверждая, что сильная команда способна воплотить в жизнь даже самую невероятную идею. «Сильные идеи важны, но только команда делает их достижимыми», — отмечает Сэм Альтман.

Из неудачи — в успех

Выдающиеся команды способны превратить провал в триумф. Так, неудачная приключенческая игра Glitch стала основой для Slack — инструмента управления проектами, которым пользуются теперь тысячи организаций. Из другой несостоявшейся игры появился хостинг для хранения изображений Flickr. И даже YouTube начинался как потерпевший крах сайт знакомств.

Противоположный пример — справочник «Желтые страницы». Не сумев адаптироваться к развитию интернета и концентрируясь на внедрении «инновационных» белых страниц вместо того, чтобы глобально переосмыслить нишу, некогда гигантская компания просто исчезла.

Конечно, инвесторы не доверяют основателям вслепую и анализируют причины провалов. Но если становится ясно, что проблема не в команде, они готовы рисковать миллионами, чтобы снова сделать ставку на тех, кто способен добиться успеха. Ведь «нет провалов — нет инноваций!»

3 совета от венчурных инвесторов

Успех строится не столько на идеях, сколько на людях, которые их воплощают. Уже сегодня вы можете применить принципы венчурного мышления, чтобы раскрыть потенциал любого бизнеса или проекта. А для этого стоит пересмотреть подход к работе с командами. Выбрали для вас три практических совета:

  1. Оценивайте людей, а не только их планы
    При найме сотрудников или запуске новых проектов обращайте внимание на навыки, мотивацию и способность справляться с вызовами. Спросите кандидатов, как они преодолевали сложные ситуации, адаптировались к переменам или решали проблемы, когда все пошло не по плану.
  2. Развивайте команды
    Стимулируйте обучение и обмен опытом внутри компании. Как венчурные инвесторы формируют сети экспертов для помощи стартапам, так и вы можете создать систему менторства и внутренних тренингов, чтобы укрепить профессиональные связи и компетенции сотрудников.
  3. Доверяйте своим людям
    Излишний контроль и бюрократия тормозят инициативу. Дайте командам больше свободы действий, особенно на старте проектов. Это не только повысит их ответственность, но и поможет раскрыть креативность и самостоятельность.

«Если вы выбираете между хорошей идеей и хорошей командой, всегда выбирайте людей». Этот подход применим не только к стартапам, но и способен стать решающим фактором в развитии или спасении любой компании. Истории таких гигантов, как Zoom и OpenAI, доказывают: настоящая сила — в людях.

Спросите себя: насколько успех или провал вашего проекта сегодня зависит от тех, кто рядом?

Мы в МИФе очень ждали книгу «Венчурное мышление», чтобы скорее поделиться с вами вдохновляющими примерами влиятельных игроков и чутких предпринимателей, советами и инструментами, которые помогут внедрить эту концепцию в вашу работу.

МИФ WB Читай-город

Похожие статьи