Систему стимулов в блокчейн-сетях иногда называют токеномикой (соединение слов «токен» и «экономика»). Это явление может показаться совершенно новым, но ново оно лишь постольку, поскольку применяет старые концепции в новом контексте интернета. Концептуально в нем нет ничего особо новаторского. Рассказываем о токеномике по книге «Читай, пиши, управляй: блокчейн как новая эра интернета».
Токены и межзвездные кредиты
Идея виртуальной экономики со встроенными, или нативными, валютами принадлежит не блокчейн-сетям. В сфере игр ее используют уже не первый десяток лет. В 1970–1980-х обычные игры с монетами начали заменять игровые автоматы с приемниками для собственных жетонов (токенов). По мере распространения этих автоматов их популярность росла, появлялось все больше разных игр, цены на жетоны часто поднимались. Но старые жетоны по-прежнему можно было использовать, и, если вы купили раньше побольше жетонов и попридержали их, ваши эффективные затраты на игру были меньше, чем у других игроков.
Сегодня в сфере видеоигр используется более сложная версия все той же идеи. Eve Online, существующая с начала 2000-х, вероятно, больше всего известна своей виртуальной экономикой. Миллионы игроков Eve торгуют и сражаются в вымышленной галактике под названием «Новый Эдем». Ее разработчик, студия CCP Games, ежемесячно публикует информативный отчет об экономических условиях внутри игры: например, на какие вымышленные руды — «вельдшпат», «скордит» или «пироксер» — на текущий момент на рынке зашкаливают цены.
И студия относится к этой экономике, основанной на валюте под названием InterStellar Kredits (межзвездные кредиты), весьма серьезно. В 2007 году она даже попала в заголовки газет, наняв для управления своей игровой денежно-кредитной политикой уважаемого и вполне реального доктора наук.
Успех Eve вдохновил целое поколение последователей, от простеньких игрушек для мобильных устройств до хардкорных игр, таких как League of Legends. Во всех этих играх имеются внутренняя валюта и способы, которыми игроки могут зарабатывать и тратить ее. Производители игр формируют спрос на свои цифровые валюты с помощью захватывающих эмоций, которые привлекают миллионы игроков, а те затем используют местную валюту для покупки внутриигровых виртуальных товаров. Спрос повышает стоимость валюты. Спад интереса, естественно, толкает цену вниз.
Для обеспечения устойчивого роста экономика блокчейна, как и любая здоровая виртуальная экономика, должна сбалансировать спрос и предложение на нативные токены. Хорошо продуманная токеномика помогает сети процветать. Правильные стимулы превращают пользователей в сообщества собственников и активных участников сети.
Каналы предложения токенов
О дизайне токеномики часто предлагают рассуждать метафорически — представлять себе токены как воду, текущую через систему труб. Источниками предложения становятся «краны», которые пускают воду, а источниками спроса — «стоки», или сливы, через которые жидкость выходит.
Первая цель проектировщика сети — обеспечение баланса кранов и стоков, чтобы поток был достаточным, но не переливался через край. Если напор в кране излишне сильный, предложение может превысить спрос, и это окажет на цены понижающее давление. А очень большой вывод в стоке может вызвать превышение предложения над спросом и, соответственно, окажет на цены повышающее давление. Без правильного баланса цены на токены могут колебаться достаточно сильно, ведя либо к «пузырю», либо к краху. Оба эти события искажают стимулы и снижают полезность сети.
В идеале краны настраивают сеть на позитивные модели поведения, способствующие ее росту и развитию. Они призваны стимулировать разработчиков ПО к созданию новых функций и опыта и превращать других участников, таких как создатели и пользователи, в сообщество, мощно мотивированное к развитию и расширению сети.
Вот наиболее распространенные примеры таких кранов.
Краны — мощный инструмент для построения сетей. Токены, которые они распространяют в качестве стимулов, помогают преодолеть проблему начальной загрузки, привлечь первых участников, финансировать дальнейшее развитие сети, делиться с сообществом пользователей материальными плодами успеха сети и обеспечивать ее безопасность.
Они напоминают земельные пожертвования в зарождающихся больших городах, которые позволяют согласовывать стимулы и поощряют развитие сферы недвижимости, бизнеса и прочих видов деятельности.