Умение воодушевлять — полезный навык для каждого, кто работает в команде и стремится к результатам. Чтобы освоить это умение, идеально подходят принципы адлерианской психологии. Так считает Тосинори Иваи — автор бизнес-манги «Сильный лидер Юкари». В книге он объясняет психологические принципы через теорию и комиксы. Так, чтобы сложные концепции оказались простыми и увлекательными.
По сюжету главная героиня Юкари работает региональным менеджером в сети пекарен. Чтобы получить должность управляющего в зарубежном магазине, ей нужно настроить сотрудников на рекордные показатели. Девушка начинает изучать психологию Альфреда Адлера, тренируется воодушевлять других и постепенно меняет свою жизнь. Вы тоже так можете.
Что такое воодушевление и чем оно отличается от похвалы
Воодушевление часто путают с похвалой. И то и другое направлено на подчеркивание позитивных сторон происходящего, однако по своей сути похвала и воодушевление совсем не похожи. Во-первых, воодушевление дарит силу для преодоления трудностей, тогда как цель похвалы — сделать так, чтобы человеку стало приятно.
Во-вторых, воодушевление основано на уважении, доверии и эмпатии. Похвала же направлена на оценку чьих-либо положительных качеств и временами может заключать в себе определенный подтекст, например желание манипулировать человеком.
Есть и еще одно существенное различие. Похвала требует контроля и наблюдения, чтобы обеспечивать достижение желаемых результатов, которые обычно необходимы, к примеру, менеджеру. Что касается воодушевления, оно помогает человеку действовать так, как он сам считает нужным, и избавляет от необходимости контролировать каждый его шаг.
Воодушевляя, мы не только помогаем настроиться тем людям, которые уже пребывают в хорошем расположении духа, но еще и формируем фундамент доверия и уважения, который позволяет окружающим, грустным или подавленным, улучшить свое эмоциональное состояние.
5 способов воодушевить других
Люди, достаточно смелые для того, чтобы преодолевать трудности, не позволяют себе делать то, что расстроит окружающих, и умеют деликатно воодушевлять их. Для этого есть минимум пять способов.
№ 1. Сосредоточьтесь на позитивной стороне происходящего
Все мы умеем быстро замечать ошибки и сосредоточиваться на чем-то нежелательном. Так люди смотрят на мир уже долгие годы: в школе и дома. Даже на работе мы продолжаем в десять раз чаще замечать минусы, чем плюсы.
К чему это приводит? К тому, что мы начинаем неосознанно зацикливаться на негативных сторонах, упуская из виду позитивные. Но если вы хотите сами выбирать свой путь, то следует уделять больше внимания хорошему, а не плохому. Именно это помогает людям объединяться.
№ 2. Вместо «системы вычитания баллов» используйте «систему прибавления»
Вычитание баллов — это склонность делать акцент на том, что человек, чей статус ниже вашего, так или иначе не соответствует вашим ожиданиям. Чем больше у вас знаний и опыта, тем выше вероятность, что вы будете прибегать к системе вычитания.
Если хотите научиться понимать окружающих, важно проявить эмпатию — старайтесь не возвышаться над другими, смотреть на мир их глазами, слушать их ушами и чувствовать их сердцем. Если взаимодействовать с людьми именно так, то вы привыкнете автоматически ценить их усилия.
№ 3. Уделяйте особое внимание процессу, а не результатам
Третий способ воодушевления тесно связан с двумя предыдущими. Он заключается в том, чтобы не только сосредоточиваться на желаемом результате, но и уделять особое внимание процессу. Настрой на продуктивность «Работай быстро и хорошо!» заставляет фокусировать все внимание на поставленной цели, в то время как некоторых людей очень вдохновляют прежде всего усилия, которые нужно прилагать для получения желаемого.
№ 4. Спокойно относитесь к ошибкам
Принимайте их. В адлерианской психологии неудача считается доказательством того, что вы попробовали свои силы в чем-либо и получили шанс чему-то научиться. Это применимо не только к себе, но и к окружающим. Вы можете открыть много нового, когда проанализируйте свое отношение к ошибкам коллег и подчиненных, а также последствия этого отношения.
№ 5. Благодарите
Когда кто-нибудь делает для вас что-то полезное, не забывайте говорить «спасибо» или, например, «от всей души благодарю». Если стесняетесь, то можно выразить признательность текстом в виде сообщения или электронного письма.
Воодушевление позволяет решить множество проблем, возникающих во взаимоотношениях с окружающими. Применяйте принципы, указанные выше, и вы заметите положительные изменения — не только на работе, но и в жизни.
По материалам книги «Сильный лидер Юкари»
Купить книгу: МИФ / Читай-город / Ozon / Лабиринт
Обложка: freepik