Изобретательность «живёт» в коре головного мозга. Кора включается только тогда, когда более «животные» зоны мозга убедятся в безопасности окружающей среды. Обеспечьте себе безопасную среду и не изобретайте: a) на пустой желудок; б) перед важными встречами; в) после эмоциональных всплесков; г) в кругу неприятных или опасных людей; д) в шумной, пьянящей, душной атмосфере.
В этом посте — еще несколько полезностей о нетривиальном решении задач (из книги «БРРР!-ЭФФЕКТ»).
Проблемы и задачи
Вначале — неожиданное: никогда, никогда не решайте проблемы!
Упс! А что же тогда решать?
Решайте задачи.
В чем разница?
Проблема — объективное свойство действительности, часть мира. Зимой холодно, а клиенты скаредны. Проблемы не решаемы, в отличие от задач.
Задача — указание на необходимое нам действие (предметов или людей), которое пока не происходит из-за некоего препятствия. Задача = необходимое нам действие или состояние системы + пока не преодолимый барьер.
Фокусировка
Этап фокусировки — это страшное занудство. Но его нужно пройти. Половина трудностей изобретательстве — оттого, что люди ленятся правильно сформулировать задачу.
Этой фразы должно быть достаточно для понимания, чего вы хотите добиться, и что этому мешает. Фокусировка — это скрытый или открытый вопрос: что и как нам сделать, чтобы нужное состояние или действие было достигнуто, при том что есть некий барьер или мешающий контекст?
Фокусировка с акцентом на последствия, результаты, «выхлоп»
Помогает в решении таких задач, как:
a) резко реформировать систему, а не улучшать ее пошагово;
б) создать новое решение для «расплывчатых» ситуаций, с неизвестными критериями результата и множеством мнений участников;
в) одним прыжком опередить конкурентов.
Этапы
1. Сформулируйте проблему (проблемную ситуацию).
2. Представьте, что вам удалось найти идеальное решение задачи. Четко сформулируйте: кто, что и как именно делает; что происходит в «идеальной» ситуации. Запишите одной фразой.
3. Дополнительно максимизируйте ожидания, допишите в нее экстра-результаты действий.
4. Добавьте 2-3 нежелательных фактора окружающей среды, которые останутся, но не смогут повлиять на идеальную ситуацию.
5. Опишите одной емкой фразой, каким видится финальное — идеальное для вас — состояние системы (мира, продукта, команды, — да чего угодно) по форме: кто-то/что-то действует так-то с таким-то результатом, в таких-то условиях (несмотря на некие ограничения).
Примеры этапов
1. Покупатели активно пользуются продуктом один раз, но не становятся постоянными потребителями.
2. После первой покупки потребители регулярно используют и докупают продукт.
3. Максимизируем результаты: потребители пользуются продуктом каждый месяц и сами вовлекают других.
4. Добавляем нежелательные условия, которые останутся, но не будут критичными: потребители параллельно пробуют продукты конкурентов.
5. Опишем идеальное состояние: потребители становятся ежемесячными постоянными покупателями после первого использования, при том что пробуют продукты конкурентов, но не переходят на них.
6. Добавляем ограничения и получаем финальную фокусировку:
Как нам добиться ситуации, при которой потребители становятся постоянными покупателями после первого использования, не переключаясь на продукты конкурентов, несмотря на агрессивную рекламную кампанию оных?
Купить книгу: МИФ / WB / Ozon / Читай-город