Во многом именно эта отрасль играет ведущую роль в переходе к циркулярной экономике. В ней уже внедряются циркулярные инициативы, позволяющие минимизировать потребление воды и снизить объемы отходов. Однако типичные для отрасли производственные процессы остаются очень ресурсоемкими.
При создании подлинного циркулярного продукта или процесса не будет никаких отходов, точно так же, как их не возникает в природе. О возможностях перехода к циркулярной экономике в отрасли товаров повседневного спроса — этот материал, подготовленный по книге «Циркулярная экономика».
Три категории отходов в отрасли
Отрасль генерирует три основные категории отходов. Первая — это сырье. Выбор ингредиентов или исходных материалов оказывает большое влияние на экологический след продукта — от эффективности расходования энергии и использования ресурсов при производстве продуктов и напитков до химической токсичности косметики и средств по уходу за кожей.
Так, производство мясных и молочных продуктов требует значительных ресурсов при сравнительно небольшом приросте калорийности из-за высокого коэффициента конверсии корма — например, для производства килограмма говядины требуется свыше 15 000 литров воды. В сельском хозяйстве используется 70% объема всей пресной воды на планете.
Вторая категория отходов связана с производством и переработкой. Отрасль в значительной мере зависит от сельского хозяйства, на долю которого приходится основное потребление пресной воды, также с ним связаны вырубка лесов в тропиках и субтропиках, эрозия почвы и применение пестицидов. Нынешние методы ведения сельского хозяйства приводят к образованию множества загрязняющих агентов, которые часто попадают в водную среду, что создает риски для людей и экосистем.
Более того, на долю систем производства продовольствия приходится 20–30% всех антропогенных выбросов парниковых газов в мире. Исследования показали, что с товарами повседневного спроса прямо связано более трети загрязнителей воздуха.
Третья категория — отходы использованной упаковки. Не менее трети всех продуктов питания в мире (розничная стоимость оценивается в $1 трлн) теряется или портится вследствие перепроизводства, повреждения продукта и упаковки и/или технических неисправностей. Компания Toast Ale варит свое популярное крафтовое пиво на основе излишков свежего хлеба, поступающих из пекарен и компаний-производителей сэндвичей.
Хлеб заменяет до трети ячменного солода, необходимого для пивоварения, компания активно развивает свои мощности — с 11 до 100 тонн хлеба (к 2020 г.). Немало отходов возникает и на стороне потребителя: например, средняя американская семья выбрасывает половину продуктов питания. Кроме того, значительный объем отходов приходится на упаковку. Упаковка для товаров повседневного спроса составляет 26% общего объема используемого пластика, из которого лишь 14% подвергается переработке (из-за загрязненности и слабого развития технологий сортировки отходов всего 5% пластика возвращается в производство новой упаковки).
Миграция продаж
У компаний-производителей существуют огромные возможности для дифференциации, особенно если они обращаются к придирчиво настроенным потребителям. Современные потребители всё чаще ожидают от компаний большей экологической осознанности и приверженности принципам устойчивого развития.
Прогнозируется ежегодная миграция продаж на 4% в год в пользу продуктов с экологически безопасной упаковкой. В целом возможности, связанные с циркулярной упаковкой, могут принести отрасли от $30 до 110 млрд (EBITDA), что эквивалентно 1–4% продаж в 2030 году (при объеме рынка $3,2 трлн).
Три зоны возможностей
В более широком смысле в рамках всей цепочки создания ценности компаниям стоит обратить внимание на три зоны возможностей.
Первая — это повышение эффективности, уменьшение использования ресурсов и снижение отходов на всех этапах производственной цепочки, начиная с поиска нового сырья. Прежде всего речь идет о заменителях традиционного сырья — растительных белках. Процессы производства мясной и молочной продукции оказывают огромное давление на природные ресурсы: альтернативные источники белка могут снизить его, а также высвободить огромные площади, которые в настоящее время используются для выращивания с/х культур и разведения скота. Растительные белки становятся все более популярными, и их все активнее использует бизнес.
Вторая зона возможностей предполагает разработку продуктов, требующих меньше сырья, а также менее токсичных или произведенных из переработанных или пригодных для вторичной переработки материалов. «Наша ответственность за наш продукт не ограничивается последним глотком. Мы стремимся сделать так, чтобы к 2025 году 100% нашей продукции поставлялось в упаковке, которая либо пригодна для переработки, либо изготовлена из вторичного сырья. Повторное использование материалов — это благо для планеты и для нашего бизнеса», — заявляет Тони Миликин из компании AB InBev.
Третья зона возможностей связана с циркулярными бизнес-моделями, увеличивающими объем рекуперации и переработки. Компания TerraCycle не так давно «переосмыслила старую идею молочника, развозящего свой продукт по домам» и запустила циркулярную платформу для покупок Loop. Платформа занимается упаковкой товаров типа шампуней и зубной пасты, превращая их из одноразовых средств в продукты многоразового использования со множеством полезных свойств.
«Мы реализовали Loop для того, чтобы уйти от одноразовых продуктов, — поясняет Том Сцаки, CEO TerraCycle, — и быстро обнаружили, что такой переход позволяет развивать новые типы отношений между потребителями, компаниями и продуктами».
Сопутствующие технологии
Инновации в материаловедении и цифровых технологиях позволили компаниям использовать новые возможности.
— Технологии отслеживания продукта — от блокчейна до графеновых меток, которые можно «вытатуировать» непосредственно на поверхности некоторых продуктов, — предлагают новые способы борьбы с их порчей. Исследователи из Генуи нашли способ добавлять электронные компоненты ко временным татуировкам, что открыло путь «умной» электронике, «помещающейся» на продуктах питания или таблетках. Эта прорывная технология способна отслеживать и перемещение продуктов питания, и даже то, что происходит в нашем организме.
— Многообещающие возможности несет революция материалов на биологической основе. Фудтех-стартап Apeel Sciences использует растительные экстракты из выброшенных побочных продуктов сельского хозяйства для создания невидимых и безвкусных оболочек, продлевающих срок годности продуктов — в некоторых случаях до пяти раз.
— Компания Bite Toothpaste разработала таблетки, позволяющие отказаться от 1 млрд тюбиков зубной пасты, ежегодно попадающих на свалку. Подобные инновации в области упаковки меняют отрасль, а инновационные бренды переосмысливают продукты повседневного спроса таким образом, чтобы полностью отказаться от упаковки.
— Индийский конгломерат ITC запустил проект, использующий IT-технологии для виртуального объединения всех участников цепочки создания ценности в сельском хозяйстве. E-Choupal в режиме реального времени предоставляет фермерам информацию, что помогает им соотносить рыночный спрос и объемы посевов, чтобы снять урожай заданного размера. E-Choupal уже помог миллионам фермеров с точки зрения производительности и роста доходов, и это оказало позитивное влияние на весь аграрный сектор страны.
Купить книгу: МИФ / Ozon / WB / Читай-город