Начинающий предприниматель сталкивается с множеством трудностей. Одна из них — это необходимая многозадачность. Часто ты должен исполнять несколько ролей одновременно, носить несколько шляп в одну и ту же минуту. Это непросто, но решаемо. О бизнесе и командах рассказывает Артем Вахрушев — предприниматель, экономист, социолог и автор книги «Хочу свой бизнес».
Когда мечты превращаются в бизнес
Бизнес — это чаще всего деятельность не в одиночку.
- Во-первых, вы не можете быть специалистом во всем.
- Во-вторых, должна быть элементарная взаимозаменяемость (командировки, болезни, каникулы).
- В-третьих, вам банально может не хватить рабочего дня, чтобы решить необходимые задачи.
Поэтому с первых дней необходимо подбирать кандидатов в сотрудники, партнеры и подрядчики. И чем раньше вы начнете это делать, тем быстрее ваши мечты и начинания превратятся в бизнес.
После осознания невозможности работать в одиночку и принятия решения о формировании команды начинающие предприниматели часто сталкиваются со следующей по списку проблемой: где же они честные, грамотные, энергичные, результативные и, главное, недорогие сотрудники, работающие как единый механизм на ваше благо и прибыль? Вынужден вас немного огорчить: такой команды не существует.
Как? Хочется сказать: очень просто! Но это не так. Это серьезный и длительный процесс. Даже если вы работаете в одиночку, один из самых важных моментов — создание вокруг себя качественной команды. Штатные сотрудники, партнеры, фрилансеры — неважно. Надо учиться работать с людьми: поиск, отбор, адаптация, выстраивание формальных и неформальных связей и взаимоотношений, стимулирование и формирование справедливой системы вознаграждения, поощрение, повышение квалификации, ротация, грамотная постановка задач, делегирование, контроль и даже расставание.
Для начала опишите потенциальных членов команды. Какой квалификацией и навыками должен обладать сотрудник, способный выполнить поставленную задачу? Будет ли иметь первостепенное значение при подборе сотрудника его образование, или, прежде всего, потребуются навыки работы с компьютером? Важна ли усидчивость и уровень самоорганизации?
Ищу продавца
Самое бесполезное объявление по поиску персонала — «Ищу продавца». Кто должен на него отреагировать? Что он должен продавать? Вопросов очень много. Только определив четкие критерии, то есть, по сути, нарисовав портрет работника, вы сможете грамотно сформулировать запрос для подбора персонала. Нарисованный портрет сотрудника может стать основой его должностной инструкции, а вернее ее частью.
Правильное наименование, естественно, должно отражать суть выполняемой работы. Но при этом оно может стать элементом системы стимулирования вашего сотрудника. Каким образом? Здесь уместно привести всем известный пример про ослика, который крутит колесо мельницы. Впереди у ослика морковка, позади погонщик с палкой. Это и есть внешние стимулы. Забавно, но «stimulus» в переводе с латыни — это и есть остроконечная палка погонщика.
Вернемся к ослику: он хочет вкусно покушать, и он не хочет получить нагоняй. Это и есть его мотивы. Задача руководителя — определить эти мотивы у каждого сотрудника и сформировать оптимальную систему стимулирования, которая бы им соответствовала.
Стимулы
Система стимулирования позволяет увязать личностные ценности отдельных сотрудников с целями организации и, соответственно, добиться того, чтобы деятельность людей соотносилась с основными направлениями развития компании. Здесь важно четко осознать несколько моментов:
1. Стимул — это не только деньги. Если вы изначально приравниваете его значение только к деньгам и начинаете мерить людей цифрами, вы сразу идете в сторону тупика. Формула «стимул = только деньги» работает максимум две-три недели, потом у работника наступает стадия привыкания, плавно перетекающая в стадию «хочу больше». Именно двух недель достаточно, чтобы человек «привык» даже к очень большой зарплате. То есть потенциально через 14 дней деньги могут перестать его стимулировать в полной мере. Он еще не получил первую зарплату, а она его уже «не греет»! Как вам такое предположение?
2. Поэтому помимо суммы заработной платы, которая является денежным вознаграждением за выполненную работу, в систему стимулирования могут входить и другие элементы, в том числе нематериальные. Для кого-то большое значение будет иметь наличие и прозрачность системы карьерного роста в компании или система поощрения лучших в стиле «доски почета». Для других — комфортные условия для работы, например, высококачественное офисное кресло. Все это внешние стимулы, которые обеспечивает непосредственно организация.
3. Высший пилотаж руководителя — способность сформировать стимулы и оказывать влияние на такие внутренние мотивы индивида, как удовлетворенность от достижения результатов, значимости выполняемой работы, самоуважение. Один из эффективных способов формирования данного типа стимулов — объяснить сотруднику, что он должен делать, обеспечить ему понимание его роли в компании, четко сформулировать его функционал и выполняемые задачи. Часть этих задач можно реализовать при помощи такого инструмента, как должностная инструкция.
При формировании системы стимулирования важно соблюдать баланс между материальными и нематериальными стимулами, степенью формализации, а главное — периодически проводить мониторинг эффективности. Система стимулирования — это не что-то высеченное в граните, она нуждается в постоянном совершенствовании и изменении. Но и здесь нужно соблюдать баланс.
Бизнес — это люди, это ваша команда. Дополнительным доказательством этого служит, что зачастую инвестор вкладывает свои средства не в бизнес-идею, а в бизнес-«банду», в сплоченную команду компетентных специалистов, способных горы свернуть. Команда и организационная культура — важнейший актив компании, который требует заботы, вложений и особого внимания со стороны собственника организации и ее руководителей.
Автор материала: Артем Вахрушев.