Обзоры книг
Культурный интеллект: как работать или просто общаться с людьми по всему миру
18 июля 611 просмотров

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

Сегодня мы можем бесплатно разговаривать с человеком на другом конце света. Дело, дорогое нашему сердцу, способно повлиять на жизни людей, которые живут в 15 часовых поясах от нас. Мы можем учиться у специалистов из Бангкока или Омахи. А журналисты твердят о «плоском мире», где границы конкуренции стерлись.

Мы долго ждали эту книгу — о том, как стать лидером с высоким культурным интеллектом (CQ). С помощью CQ мы сможем взаимодействовать с кем угодно. Мыслить глобально. И легче добиваться целей — личных и организационных.


Культурный интеллект

Зачем нужен культурный интеллект

Даже тем, кто не живет в командировках, все равно приходится управлять людьми и проектами с разношерстным бэкграундом. Есть разные этнические, региональные (в пределах одной страны), религиозные культуры. А еще — идеологические, организационные и даже поколенческие. Плюс бесконечные субкультуры.

CQ — это способность эффективно действовать на стыке разных культурных контекстов и адаптироваться к любой ситуации взаимодействия.

90% топ-менеджеров из 68 стран называют развитие навыков лидерства в сфере межкультурного взаимодействия главным испытанием для менеджмента в следующем столетии

Каждый день мы сталкивается с различными группами людей — и связанными с этим проблемами. Но подходы к их решению кажутся упрощенными: например, «Улыбайтесь, не говорите вот этого — и все будет ОК». CQ же — это инструмент, который поможет справиться с серьезными вызовами, улучшить свои лидерские качества. И приносить пользу другим.

На каком языке вы говорите?

Одна компьютерная фирма пострадала при выходе на международный рынок из-за того, что ее название переводится как «Нижнее белье». Европейская компания не смогла продать в США десерт под названием Zit («Прыщ»), а финская — средство для разморозки замков Super Piss («Супермоча»).

Эти случаи забавны, но языковые трудности заключаются не только — и не столько — в смешных переводах. Похожие трудности в общении возникают, когда вы переходите из одной организации в другую или меняете профессию. Ученый, который выступает перед бизнесменами, должен «переводить» термины, превращая их в слова, хорошо понятные в корпоративном контексте.

Многие проблемы в компаниях — непосредственный результат того, что люди не общаются друг с другом так, чтобы лучше понять друг друга.

Даже если организация вообще не планирует экспансии за рубеж, вы не можете быть сильным руководителем, если не представляете, как культура формирует мышление, поведение и язык людей, которых затрагивает ваша работа.

Организационная культура

«Больше всего мне нравится знакомиться с разнообразными культурами в организациях, — пишет Дэвид. — Когда я провожу день с руководителями Coca-Cola, а следующий — с руководителями Samsung, складывается впечатление, что мне нужен загранпаспорт, чтобы добраться из одного места в другое. Хотя я вообще не покидаю страны».

С организационной культурой знаком каждый. Компании празднуют успехи, мотивируют команды и делятся своими историями по-разному. Причем культура — это не просто то, что с нами происходит. Мы активно создаем ее.

Подумайте, к каким культурам вы принадлежите и какие из них сильнее влияют на ваш стиль коммуникации и управления, если вы руководитель?

Что еще важного

Эпоха поиска одной целевой аудитории давным-давно прошла. Практически все организации обслуживают клиентов, чьи вкусы, поведение и ожидания не просто разные, а могут конфликтовать друг с другом.

Если поместить на этикетку с детским питанием изображение морковного пюре, то продажи в США снизятся, а вот в Либерии такой ход сделал его популярнее. Описав себя как «семейный бизнес в третьем поколении», вы завоюете доверие одного клиента и при этом отпугнете другого. Разговаривая одинаково со всеми в команде, вы потеряете «звезд».

CQ — это умение адаптироваться: мотивировать, вести переговоры и добиваться результатов. В любых ситуациях. В любых культурных контекстах.

 

Сейчас, лучше чем когда-либо, применение 4 шагов CQ подготовит вас к миру завтрашнего дня. Вот что ценного под обложкой:

  • Почему вам нужен CQ, даже если вы не работаете «мультикультурно»
  • CQ-действия. Будьте собой. Ну, почти
  • 6 культурных систем, особенно важных для лидеров: экономика, брак и семья, образование, законы и политика, религия, искусство
  • Взаимопонимание и открытость как принципы коммуникации
  • Описание 10 крупнейших культурных кластеров в мире: Арабский мир, Восточная Европа, Азия
  • Дистанция, неформальное общение, еда — и многомиллионные контракты
  • 10 измерений культурных ценностей
  • Как управлять командами и достигать успеха
  • Гуаньси, лягушачьи глаза и другие бизнес-традиции
  • Раскрываем потенциал CQ у себя и у коллег

Культурный интеллект начинается там, где эмоциональный интеллект заканчивается. Он помогает развить и применить навыки межличностного общения и решения проблем. CQ-драйв, CQ-знания, CQ-стратегия, CQ-действия — это новые возможности. Для всех.

По материалам книги «Культурный интеллект»

Обложка: Freepik

Похожие статьи