Саморазвитие
Как встроить бизнес-литературу в систему своего профессионального развития
11 мая 402 просмотра
Саморазвитие
Как встроить бизнес-литературу в систему своего профессионального развития
11 мая 402 просмотра

Татьяна Фролова, преподаватель Русской школы управления
Татьяна Фролова, преподаватель Русской школы управления

О развитии через чтение рассказывает Татьяна Фролова, преподаватель Русской школы управления, Executive коуч (ICF), сертифицированный карьерный консультант (National Career Development Association, USA), эксперт по оценке, развитию и обучению.

Если вы читаете эту статью, значит, вы не стоите на месте и наверняка думаете о своем профессиональном и личностном росте. И спешу предположить, что чтение занимает значительную часть вашего времени.

Наше развитие в профессии, развитие наших карьер — это динамический процесс. Особенно сейчас, в контексте быстро сменяющихся парадигм, насыщенных событий и явлений вокруг нас.

И все-таки про бизнес-литературу. Перефразируя классика, можно предположить, что мы «…все читаем понемногу, что-нибудь и как-нибудь». Но в действительности мы все читаем по-разному. То, как мы читаем и воспринимаем информацию, зависит от наших ментальных установок.

Секрет заключается в том, что книги — это источник не только получения и обработки информации, но и, если пойти еще дальше и глубже, — то, что помогает нам в итоге принимать решения, делать выборы разного порядка.

В этой статье мы попробуем рассмотреть, как работа с бизнес-литературой (в том числе статьями, содержательными текстами в каналах и мессенджерах) зависит от вашего стиля обучения и того, как вы получаете, обрабатываете и используете информацию.

Для этого возьмем за основу циклические модели Колба (80-е гг.) и доработанный в 90-х годах XX века психологом Питером Хани и консультантом в области управления Аланом Мамфордом вариант с 4-мя основными стилями обучения: Активист (Испытай), Мыслитель (Осмысли), Теоретик (Обобщи), Прагматик (Примени).

У любого из нас присутствуют все (иначе цикл бы не замыкался), но некоторые из них развиты гораздо лучше. Именно это определяет стиль обучения, который мы предпочитаем, и значит, читать и воспринимать информацию мы будем по-разному.

АКТИВИСТ (испытай)

Скорее всего читает много и быстро: «по диагонали» и, возможно, даже несколько книг параллельно. Основной фокус — извлечь из книги «практику в практику» и сделать это быстро.

Такие читатели легко воплощают схваченную идею (как правило, по итогам прочитанной книги они умеют выхватить одну-две ключевые мысли) и достаточно оперативно внедряют ее в своих компаниях, охотно ею делятся, открыты к обсуждению.

Если это ваш стиль обучения, скорее всего, вы читаете быстро и много, с карандашом в руке, выписываете примеры, идеи, упражнения и с готовностью делитесь информацией с коллегами, партнерами.

Как работать с информацией:

1. Найдите 1-3 ценные мысли, идеи, которые вы будете готовы воплотить.

2. Поделитесь идеей, расскажите о ней вашему партнеру, коллегам, друзьям. Проговаривание мысли поможет активисту включить процесс осмысления и зафиксировать не только действие, но и смысл идеи.

3. Для развития у активиста навыков критического мышления будет полезным к одной быстро выхваченной мысли зафиксировать 2-3 контраргумента или антитезиса. Это расширит ситуационную картину и позволит практиковать и иные навыки восприятия информации.

РЕФЛЕКТОР (Осмысли)

Очень терпеливо и вдумчиво работает с прочитанным. Он вникает, делает выводы, готов перевести опыт других людей в теорию, обобщить этот опыт. Для обработки информации ему нужно больше времени, чем другим представителям типологии.

Однако если рефлектор будет готов делиться обобщенным опытом прочитанного в виде текстов, статей, постов (или просто рассказывать), то он может стать носителем этого глубинного знания и источником познаний для других.

Как работать с информацией:

1. Попробуйте представить, а лучше запишите ваши мысли о том, что может произойти, если эта идея в лучшем ее исполнении воплотится в жизнь в самом ближайшем будущем.

2. Ищите вокруг себя единомышленников других типов, чтобы озвученные вами идеи и выводы находили отклик, запрашивайте обратную связь на свои мысли.

ТЕОРЕТИКИ (Обобщи)

Выводят «из теории теорию», умеют встроить доводы в логику уже разработанных моделей, интегрируют данные и почерпнутые знания в уже сложившиеся теории. «Правильная» книга, скорее всего, предоставит теоретику подтверждение уже имеющимся концепциям.

Среди теоретиков много критиков, ведь им нужно больше времени, чтобы разобраться в прочитанном, изученном, найти доказательные концепции. Обычно они много, системно и регулярно читают, пополняют свои знания и, как и рефлекторы, при желании и умении донести мысль до окружающих сами становятся носителем глубинного знания.

Теоретики держат в зоне контроля список книг для прочтения, для них критически важно и даже интересно погрузиться в качественный содержательный лонгрид. Теоретики — бесценные кладези информации, они многое знают и пообщаться с представителями этого типа — бесценно.

Как работать с информацией:

1. Теоретики могут успешно резюмировать и обобщать все теории, поэтому стоит описать свои мысли и поделиться концепциями с окружением (в виде поста в соцсетях или статьи).

2. Попробуйте описать одну из выведенных вами теорий, составить практический план ее реализации. Это поможет перейти от бесконечного изучения темы к реальному применению изученного.

ПРАГМАТИКИ (Примени)

Открывают книгу и работают с ней, чтобы воплотить прочитанное в жизни, применить и, возможно, даже капитализировать «прочитанный опыт», проверить и верифицировать идею на практике. Для прагматиков важны разные идеи, разные мысли и подходы.

Как работать с информацией:

1. Как бы много идей вы ни почерпнули из прочитанного, найдите время «обстучать» идею о команду, друзей, партнеров, а может даже зарисовать и визуализировать идею — построить мостик между затраченными на прочитанное усилиями, временем, и полученным результатом.

2. Как и активисту, прагматику стоит попробовать «обстучать» идею с рефлектором или теоретиком, получить кубический, более полный взгляд на выхваченную из книги мысль.

3. Расширяйте библиотечную палитру и добавляйте книги с более концептуальным, глубоким философским содержанием.

Вне зависимости от вашего стиля обучения и критериев к прочитанным книгам лучшей рекомендацией будет учиться и пробовать разные стили: если вы по природе своей рефлектор, почему бы не попробовать прочитать книгу и найти оперативно применение какой-то одной ключевой идее. И наоборот, если вы прагматик, попробуйте взять в практику чтение концептуальных, теоретизированных произведений. Любой иной опыт только обогащает и таким образом развивает наши представления.

И да — всегда ищите в авторе книги того собеседника, кто именно в этот момент захотел сказать вам что-то большее и важное, чего вы еще не знали, куда вы не смотрели или смотрели по-другому. Будьте открыты и любопытны, познавайте, открывайте и применяйте!

Подборка бизнес-литературы. МИФ рекомендует

Эти книги будут интересны всем, кто строит бизнес и/или карьеру.

Хочу свой бизнес

Руководство к действию и пошаговая инструкция по основным этапам создания собственного дела. С этой книгой вы будете готовы к запуску/перезапуску своего бизнеса: создадите подробный бизнес-план и шаг за шагом претворите свою мечту в жизнь. Автор Артем Вахрушев — успешный предприниматель и бизнес-тренер.

Уверенность. HBR Guide. Эмоциональный интеллект

Сборник статей от экспертов Harvard Business Review, которые рассматривают тему уверенности под различными ракурсами: от синдрома самозванца до уверенной самопрезентации на собеседовании. Вы узнаете причины неуверенности, пусти восстановления после неудач, научитесь ставить реалистичные и достижимые цели, а главное, освоите эффективные техники, которые помогут двигаться вперед.

Сначала люди

Поможет найти талантливых и трудолюбивых сотрудников и вывести компанию на новый уровень. А также оценить себя — то, какие свои качества нужно развивать, чтобы стать более ценным специалистом. Авторы — известный экономист Тайлер Коуэн и предприниматель Дэниел Гросс — изучили искусство и науку поиска людей, обладающих творческим потенциалом, энтузиазмом и проницательностью.

От одного пользователя до миллиона

Новый мессенджер, маркетплейс или агрегатор — всем им нужны первоначальные пользователи, чтобы привлекать других и быстро развиваться. В какой бы сфере вы ни работали, сетевые эффекты открывают путь для прорыва новых продуктов, привлекая клиентов за счет вирусного роста и сарафанного радио. О том, как масштабировать бизнес через наращивание аудитории.

ГЕН команды

Лучший менеджер Audi в Европе (по признанию концерна Audi AG) Владимир Моженков рассказывает, какие инструменты нужны современному руководителю для работы с командой. Все техники были неоднократно проверены автором на практике и подтвердили свою эффективность. Читайте, используйте в своей работе, чтобы получить те результаты, которые еще вчера казались недостижимыми.

БРРР!-эффект

42 доступные креативные техники, которые помогут справиться даже с самыми неразрешимыми, на первый взгляд, задачами. Сотни подсказок и примеров из бизнеса, инженерии, культуры, военного искусства, социальных проектов, истории и образования помогут лучше понять свою проблему, взглянуть на нее со стороны и найти наиболее эффективный способ решения. От Ивана Дьяченко, партнера Школы креативного мышления и инноваций ИКРА, сооснователя сервиса поддержки воплощения идей Betterthan.today.

Обложка поста: freepik.com

Похожие статьи