«Столь страстно ожидаемый период процветания не хочет наступать. Как только мы начинаем замечать симптомы, как будто свидетельствующие о его приближении, симптомы эти тотчас же опять исчезают». Так Фридрих Энгельс говорил о временах, когда Карл Маркс творил свой монументальный труд «Капитал» — результат длившегося всю его жизнь изучения экономической теории.
Эта работа оказала глобальное воздействие на ход исторического процесса в XX веке. В ней был вскрыт механизм того, как деньги, собираясь в капитал, подчиняют себе человеческое общество. Она переведена на более чем 50 языков и переиздавалась более 220 раз.
У «Капитала» всегда будут читатели. Потому что мы живем в мире, где всегда будет потребность в аналитике рыночных отношений, влияющих на отношения социальные. Это классика для вдумчивого чтения, времени на которое вам могло не хватить в школе или институте.
Тайна добывания прибыли
Чтобы познакомиться с капиталом, вместе с владельцем денег и владельцем рабочей силы спустимся из видимых сфер в сокровенные недра производства, у входа в которые начертано «Посторонним вход воспрещается».
Владелец денег шествует впереди как капиталист, владелец рабочей силы следует за ним как его рабочий. Один многозначительно посмеивается и горит желанием приступить к делу. Другой бредет понуро, упирается как человек, который продал на рынке свою собственную шкуру и потому не видит в будущем никакой перспективы.
От золота к бумаге
Путь, на который вступает золото, выйдя из монетного двора, ведет его, в конце концов, к плавильному тиглю. А именно, в обращении монеты стираются, одна больше, другая меньше. Одноименные золотые монеты приобретают различную стоимость, так как они теперь имеют различный вес.
Эта неразбериха — главное содержание истории монетного дела вплоть до XVIII века. В процессе обращения монета становится символом своего содержания, так как ее монетная функция становится совершенно независимой от веса, то есть стоимости.
Классика из первых рук
Поразительно, но в XIX веке Марксом были предсказаны реалии наших дней: глубокие рецессии, формирование мнимых потребностей, глобализация, автоматизация производств с закономерной безработицей. Идеи «Капитала» направляли действия политических лидеров и общественных движений — и стали реальным фактором истории. В рейтинге ВВС именно Карл Маркс занял первое место среди великих мыслителей второго тысячелетия — впереди Ньютона и Эйнштейна.
В общественном сознании идеи Маркса неразрывно слились с историческими событиями, которые так или иначе, по праву, недоразумению или злому умыслу, оказались связанными с его именем. И великие свершения, и чудовищные злодеяния XX века охотно записывались его поклонниками и ненавистниками, соответственно, на его счет.
Но судить о Марксе по поступкам его очень разных последователей — гениальных и посредственных, добрых и злых — по меньшей мере рискованно. Можно оказаться в плену случайных интерпретаций. «Капитал» — как раз та классика, с которой лучше знакомиться из первых уст.
Трехтомник Карла Маркса в коллекционном оформлении — «Капитал».