Бизнесхак
Как создавать уникальный продукт. Кейс от семейной винодельни
7 марта 459 просмотров
Бизнесхак
Как создавать уникальный продукт. Кейс от семейной винодельни
7 марта 459 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Некоторые предприятия получают имя на национальном уровне, но многие — локального масштаба и торгуют своей продукцией только у себя в городе или ближней округе. Эти не столь широко известные продукты любимы покупателями, поскольку самобытны и связаны со своей местностью. Ничто так не напоминает о доме, как знакомый с детства вкус какого-либо продукта, который делают только там.

Расскажем о том, какие существуют пути привнесения уникальности в свой продукт — на примере небольшой винодельни, описанной в книге «Эстетика как код бренда».

Рискнуть и создать новое

Винодельня Ornellaia не похожа на другие. Хотя поместье принадлежит старинной семье с глубокими корнями и традициями в виноделии, само хозяйство молодое, основанное в 1981 году. Они пытаются создать что-то новое, выращивая виноград в районе, который до относительно недавнего времени не считался винодельческим. Отчасти тут виноват характерный для итальянцев снобизм: на протяжении веков большинство жителей Тосканы считали, что санджовезе — это вино, а вино — это санджовезе. Если вы не можете сделать хорошее санджовезе, значит, не можете сделать хорошее вино вообще.

Чтобы оценить всю смелость владельцев Ornellaia, высадивших на своих виноградниках что-то, кроме сорта «санджовезе», сначала нужно понять, что он означает для тосканского виноделия. «Санджовезе» начали выращивать еще предшественники римлян — этруски. Некоторые считают, что название происходит от латинского sanguis Jovis, или «кровь Юпитера». Санджовезе также составляет основную массу купажированных вин кьянти, чьи фиаски — классические бутылки в соломенной оплетке — способствовали популяризации относительно недорогого итальянского вина во всем мире.

Поэтому, когда семья основала компанию там, где, по общему мнению, нельзя выращивать этот глубоко итальянский виноград, им пришлось рискнуть и создать нечто новое.

Сегодня в их хозяйстве высажено множество различных сортов винограда: каждый на своем участке с особой почвой — насыщенной гравием глиной или смесью песка и глины. Море смягчает жару и не позволяет температуре достигать экстремальных значений, ночью сохраняется прохлада, что необходимо для медленного созревания и формирования насыщенного вкуса и аромата. Лозы посажены густо, чтобы заставить их конкурировать друг с другом за питательные вещества и влагу. Благодаря этому растения дают меньше винограда, но с более ярким вкусом.

Купажирование

Ornellaia совершенствует продукт, сотрудничая с современными художниками (подробнее об этом чуть ниже) и одновременно возвращаясь к старым, ручным способам производства винограда. В Тоскане среднегодовое время работы на гектаре виноградника составляет 245 часов. В Ornellaia на каждый гектар тратят в среднем 623 часа в год.

Это свидетельствует о колоссальной приверженности качеству.

Все делается без применения сельскохозяйственной техники — вручную. Каждой лозе уделяется больше внимания и заботы, что обеспечивает более высокое качество урожая. Упор на ручных способах и знании нюансов каждого сорта винограда окупается на следующем этапе — купажировании.

Купажирование — это искусство и совершенствование.

Винодел пробует до 90 различных вин, каждое из которых выдерживается в бочках отдельно, чтобы через год, когда придет время создавать купажи, иметь полную палитру вкусов и ароматов. Это непросто, и в этом состоит искусство создания вина.

Не существует научной методики для составления купажа. Все зависит от восприятия, чутья и понимания, какой вкус вы хотите получить в будущем.

Одна лишь дегустация такого количества молодых несмешанных вин с несформированным вкусом и высоким содержанием танинов для большинства людей была бы непосильной. Но художественное видение винодела, его представление о том, как перевоплотится этот материал, помогает блистательно справиться с задачей.

О качестве

Несмотря на превосходное качество своей продукции, Ornellaia не позиционирует себя как элитного производителя. Мысль о том, что существует разница между элитным и превосходным качеством, довольно любопытна.

Необходимо сосредоточиться собственно на продукте, который вы производите, а не на том, как этот продукт воспринимается или продвигается на рынке.

Существует множество элитных продуктов, которых знатоки стараются избегать, отдавая предпочтение менее известным, но превосходным брендам.

Творческое совершенствование

Легко стремиться к совершенствованию продукта, когда у вас за спиной сотни лет истории и традиций. Но если этого нет, как в случае с Ornellaia, для совершенствования понадобится творческий подход.

Перед любой винодельней стоит вопрос: как донести до потребителей разницу между винами нынешнего года и предыдущего? Вы хотите привлекать своих покупателей от года к году. Но это непросто, потому что только коллекционеры и ценители уловят отличия в урожаях двух разных лет.

Нужен способ заинтересовать широкую аудиторию.

Ornellaia решила проблему оригинально: вина разных урожаев обладают своими отличиями, и этим отличиям присваивается слово года, характеризующее особенности конкретного винтажа. Такая практика началась с 2006 года, принесшего очень богатый урожай, поэтому было выбрано слово L’Esuberanza — изобилие. Далее в дело вступил художник, который разработал дизайн ограниченной серии бутылок, а также выполнил рисунок поместья. Каждое слово года характеризует соответствующий винтаж. Например, L’Eleganza (элегантность) в 2013 году: в купаже Ornellaia было больше мерло, и в итоге получилось более элегантное вино. Специально для него японский художник Ютака Соне, к которому обратилась Ornellaia, разработал проект оформления L’Eleganza. Винтаж 2014 года дался куда сложнее. Погода стояла прохладная и дождливая; всем пришлось изрядно потрудиться, чтобы получить хороший урожай. Конечный результат можно было считать самой сутью поместья: ограниченное количество вина, которое раскрывало сердце винодельни — ее L’Essenza.

И это заключительный способ шлифовки продукта: найдите, как представить его уникальность, сущность. Добавьте штрих из его истории, покажите, что он — результат труда, в который вкладывались частицы души.

Из книги «Эстетика как код бренда».

Рубрика
Бизнесхак

Похожие статьи