Изменения, которые мы сейчас наблюдаем, человечество никогда не проживало. Потому что они происходят раз в несколько тысяч лет. С точки зрения карьеры и самореализации, сейчас мы идем от общего к частному. Человек перестает быть винтиком машины и становится личностью.
«Привычное нам “родился, учился, женился” больше не работает», — считает Евгения Ловыгина — маркетолог, эксперт по личному бренду и консультант по привлечению клиентов в соцсетях.
Мы пытаемся понять, кто мы и чего хотим от жизни. Хотим научиться говорить о своих желаниях, получать достойный доход, реализовывать таланты и способности, жить во внутренней гармонии и все это в окружении, которое нам нравится.
На вебинаре курса «Карьера: перезагрузка» Евгения рассказала, как найти уникальность и проявить свою личность в мир. Делимся фрагментом.
Личный бренд и уникальность
- Личный бренд — это четкая связь между именем и деятельностью человека в головах его целевой аудитории.
- Создается в процессе жизни и может меняться, потому что меняетесь вы как человек.
- Публичный и непубличный личный бренд. Приведу пример. Теннисистка Мария Шарапова — это публичный личный бренд. А имена тренеров и тех, кто привел ее к успеху, люди массово не знают. Это называется непубличный личный бренд. Популярность не является обязательным условием личного бренда. Человек может быть популярен в очень узком кругу значимых людей, его могут передавать из рук в руки, у него могут быть высокие доходы. Это личный бренд в конкретной, узконаправленной теме, и популярность ему не нужна. Тут вы сами решаете, куда и как вы идете.
- И в найме, и для себя. Что такое развитие личного бренда, когда работаешь на себя, я думаю, все понимают. Личный бренд в найме — достаточно интересная тема, потому что есть компании, которые выбирают специалистов с именем. Другим, наоборот, не нужна известность сотрудников, они хотят найти кого-нибудь скромного. Если ваша цель — не партнерские контракты, а развитие внутри компании, оцените, насколько вам нужна популярность.
Из чего состоит личный бренд?
Внешность, одежда, какие-то особенности. Например, Радислав Гандапас всё время ходит в рубашке, а Игорь Манн — в рубашке с галстуком и пиджаке. Марк Цукерберг — в футболке. Здесь нет строгих правил и требований. Главное, чтобы была какая-то отличительная черта.
Место жительства, семья, друзья — это тоже личный бренд. Особенность моего бренда — это город Сочи, в котором я сейчас живу. Я это афиширую, про это говорю.
Хобби, домашние животные и растения. Одна моя клиентка рассказывает про своих кошек — это часть ее бренда. Другая клиентка, которая занимается изготовлением ювелирных изделий, рассказывает про свои аквариумы, рыбок и растения на подоконнике. Только вы решаете, что сделать частью своего бренда.
Профессия и тема — важная часть личного бренда, но не основная. Гораздо важнее, какая вы личность, как себя ведете, показываете, общаетесь с людьми.
Стиль общения или tone of voice — как вы себя ведете, какие у вас манеры, жесты, тон голоса — из всего этого складывается ваш образ и личный бренд.
Проявление личности и характера. Экспертов-профессионалов в разных темах много, но выбираем мы тех, с кем у нас есть точки соприкосновения и кто нам интересен. И та самая харизма, про которую в свое время много говорили, складывается из всего этого, плюс легкость в проявлении себя. С последней мы не рождаемся, ее нужно развивать.
Уникальность
Уникальность — это проявление ваших личностных характеристик и того, что вам нравится. Главное, чтобы это было естественно и натурально.
Уникальность нужно строить на серьезности, глубоком подходе, деловом внешнем виде, гарантиях. Если вы, наоборот, легкий человек, и вам отзывается хаос и творчество, на этом и нужно строить свою уникальность.
Как рассказать о себе
Возьмите свою тему, свою специфику и попробуйте ответить на вопросы: кто я? Профессия, специализация, квалификация. Что я делаю и для кого?
Например, бухгалтер может сказать: «я помогаю наладить бухгалтерскую отчетность для ИП или для ООО», или «я провожу финансовый аудит для ООО». Если я буду говорить про свою деятельность сейчас, я скажу, что «я маркетолог, эксперт по личному бренду, помогаю специалистам привлекать клиентов».
Когда вы ответите на эти вопросы, можно двигаться дальше. Если вы собираетесь вести блог или презентуете себя на собеседовании, расскажите, как вы выполняете свою работу. Потому что есть такие области, где это не очевидно.
Возьмем преподавателей иностранного языка. Здесь у каждого может быть своя специфика: кто-то в игровом режиме работает, кто-то предпочитает серьезный подход и раскладывает все по полочкам, кто-то только со взрослыми работает, кто-то только с детьми и так далее.
Результаты, опыт, кейсы и отзывы тоже важны. Потому что именно результаты вас продают. Людям, которые готовы платить деньги, важно знать, чего вы смогли достичь в своей области.
Следующий момент: когда вы говорите о собственной ценности, вы должны понимать, почему вашему работодателю или вашим клиентам нужны именно вы? Какие проблемы можете решить только вы? Здесь проявляется ваша уникальность. Она может быть в узкоспециализированной нише, в скорости работы, каких-то особенностях личности или характера. И у вас должно быть понимание, почему нужны именно вы.
Милые нюансы — это про личность человека и особенности, которые показывают его характер не как работника и эксперта, а как обычного живого человека. Потому что мы живем в мире, где люди хотят общаться с людьми, и такие вещи нужно проявлять.
Продажи. Что это такое?
Большинство наших действий, когда мы договариваемся с другими людьми, — это продажи. Каждый из нас так или иначе что-то продает: объяснить мужу, зачем нужна от него помощь, договориться с ребенком об уборке в комнате взамен на прогулку в парке, уговорить друзей пойти именно в этот бар, вдохновить коллег поддержать вашу идею — все это продажи.
Что работает в продажах?
Работает простота. Когда вы говорите человеку: «Сделай это, тебе будет легче».
Работает стимул увеличить доход или сэкономить. Это основные триггеры, которыми пользуются маркетологи: «научитесь зарабатывать, и вы повысите свой доход» или «везде сосиски по 200 рублей, а у нас за 150. Приезжайте в наш магазин».
Уникальность и эксклюзив. Пример: есть только у нас или «я крутой специалист, таких больше нет, поэтому приходите ко мне».
Ощущение крутизны. На этом работают дорогие бренды. Например, часы Rolex: «С нашими часами вы будете себя чувствовать крутым».
Быть «своим парнем»: «пойдем попьем пиво», «своя тусовка, пообщаемся с друзьями» — быть своим среди всех.
Выгода тоже бывает разная. Она может быть «в плюс», когда вы искренне желаете добра, а может быть «в минус», когда вы человека пугаете: «не сделаешь это — я от тебя уйду». Но это тоже работает. Человек хочет быть напуганным, вы его пугаете, всё — продажа состоялась.
Если вы понимаете, что, как и зачем делаете, кто вы как личность и в чем ваша ценность, вам становится проще продавать, потому что вы начинаете видеть, что нужно другому человеку и разговаривать на его языке.
По материалам курса «Карьера: перезагрузка»
Обложка: freepik