Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Корпоративная культура
Халявщики на работе. Как их вычислить и не позволить им сесть на шею?
17 октября 2022 3 638 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Халявщики есть в любом коллективе. Они быстро понимают, кому «передать» свои задачи, как правило, выбирая щедрых сердцем, тех, для кого сказать нет — мучение. Единственный способ предотвратить действия таких сотрудников — выявить их на ранней стадии и дать понять, что здесь такое не пройдет. Важно установить границы не только для них, но и для себя. Узнаем об этом больше из книги «Токсичные коллеги».



Токсичные коллеги

Поведение, которого стоит остерегаться

Они предпочитают работу, которая кажется важной, но серьезных усилий не требует. Они замечательно проводят презентации (подготовленные другими) и председательствуют на ежегодных конференциях. А вот чего избегают, так это работы по подготовке таких событий.

Они предпочитают работу в командах, где трудно определить, кто именно какой вклад сделал. Их любимые места обитания — компании, в которых премии выдаются коллективам, в которых поощряется конкуренция между командами и где обращают мало внимания на индивидуальный вклад.

Они становятся суперзвездами на ранних этапах карьеры, получают всевозможные награды, а потом спокойно почивают на лаврах. Они только-только вышли из колледжа со степенью по какой-то экзотической дисциплине, а им платят большие деньги исключительно ради того, чтобы у них не возникло соблазна работать на конкурентов.

Подобно карьеристам, они блистают трудовыми подвигами, когда взгляд босса обращен на команду, но стоит ему отвернуться — тут же расслабляются. У вас сегодня совещание с боссом? Будьте готовы к тому, что халявщик выступит с самыми интересными идеями. А также будьте готовы к тому, что после совещания воплощать эти идеи придется кому угодно, только не их автору — халявщик уж как-нибудь это устроит.

Устанавливаем границы

1. Если халявщик просит — «в качестве любезности, но строго между нами» — доделать или сделать что-то, что он не сделал, просто скажите нет! За работу, которую вы делали по секрету, вам никто спасибо не скажет и ничего не заплатит.

2. Если халявщик просит учесть при раздаче бонусов всю тяжкую работу, которую он проделал при организации внерабочих мероприятий, просто скажите нет! Такая работа, безусловно, заслуживает благодарности, но никоим образом не помогает рабочему прогрессу группы.

3. Если халявщик заявляет, что все и так знают, какой он замечательный, и что ему не надо «ничего никому доказывать», просто скажите нет! В команде все должны вносить свой вклад, несмотря на самую громкую родословную.

4. Если кто-то из добросовестных членов команды говорит вам: «Куда проще разделить между всеми работу Джека, чем заставить Джека работать», просто скажите нет! Иначе Джек сразу же поймет, как легко пользоваться остальными, и будет это делать.

5. Если босс заявляет: «Пусть вас не волнуют личные вклады. Я намерен разделить премию поровну», просто скажите нет (но вежливо!). Халявщикам нравятся коллективы, в которых не фиксируется личный вклад.

Как избавиться от халявщика

Допустим, вы знаете, что в коллективе есть халявщики. Но каким образом пресечь их действия? Разберем четыре шага, которые необходимо сделать.

Шаг № 1: регулярно проводите проверку на справедливость

Справедливость — минимальное требование для обуздания халявщиков. В коллективах справедливость проявляется в том, как распределяется работа (кто какую работу выполняет), в том, как распределяются награды, и в том, как принимаются важные решения. Когда рабочие процедуры лишены справедливости, люди не настроены на то, чтобы вносить равный вклад, и начинают увиливать от работы.

Если вы считаете, что среди вас завелся халявщик, проведите проверку на справедливость, состоящую из двух частей.

  • Часть 1. В начале любого проекта пусть ваша команда (обязательно совместно) разработает список задач для каждого ее члена на определенный временной отрезок. Таким образом, задачи каждого будут видны всем.
  • Часть 2. По мере продвижения к цели каждый член команды должен периодически отчитываться о проделанной работе.

Шаг № 2: ведите учет проделанной каждым работы, какой бы «не поддающейся учету» она ни была

При некоторых видах работ бывает невозможно составить четкий список заданий на неделю. Возможно, вам приходится трудиться в стремительном темпе, поминутно принимая или меняя решения, а утром вы даже не представляете, что готовит грядущий день. Может, вы зарабатываете на жизнь тушением пожаров (настоящих)!

В таких случаях вместо того, чтобы в начале проекта составлять список заданий для каждого из участников, попросите их в конце каждого безумного дня расписывать, что именно они сделали. Память ненадежна, особенно если кругом царит хаос, поэтому важно сразу все фиксировать. Рекомендуем также делать это с самого начала работы над каким-то заданием.

В исследовании, в котором Вэсил Тарас опрашивал халявщиков, большинство из них признавались, что они сели на шею коллегам с самого начала (естественно, признавались, только когда переставали отрицать подобное поведение).

Шаг № 3: поощряйте социальное сравнение

Народная мудрость гласит, что конкуренция в коллективе наносит вред результату коллективной работы, но исследования показывают, что правильная, здоровая конкуренция помогает предотвратить желание схалявить. Некоторая доля правильно использованного социального сравнения способна сделать жизнь халявщиков крайне неудобной. Ключевые слова — «некоторая доля» и «правильно».

Одна из распространенных стратегий — сообщить сотрудникам, что работа каждого будет измерена и по результатам составят рейтинг. Согласно этой стратегии, когда люди знают, что могут оказаться в нижних строчках рейтинга, они скорее будут ответственно относиться к работе и, следовательно, трудиться усерднее.

Шаг № 4: вознаграждайте в процессе, а не только в конце

Мы часто заблуждаемся, думая, что вознаграждение вроде денег — главный мотиватор трудовой активности. Но на самом деле человек будет искать трудностей, если ему нравится процесс работы. Когда автор работала в продажах, она порой наблюдала этот феномен. Лучшие из продавцов обычно получали более высокие комиссионные по результатам работы за месяц, но они бы трудились изо всех сил и так. Им просто нравилось уговаривать людей совершать покупки. На самом деле чрезмерные финансовые вознаграждения скорее поощряют халявщиков, а не заставляют их работать.

Другими словами, если людям нравится их работа, они менее склонны к лености. Один из самых легких способов уменьшить в коллективе проявления халявы — сделать так, чтобы сотрудники получали удовольствие от работы: предоставить им самостоятельность и право решать, как именно выполнять задачи. Например, можно сделать гибким рабочий день (кто-то по желанию работает с десяти утра до шести вечера, а кто-то — с двенадцати дня до восьми вечера). Можно платить не за часы, проведенные на рабочем месте, а за выполненную работу (люди терпеть не могут торчать на работе, если им там нечего делать). Можно регулярно спрашивать у сотрудников, что сделало бы их рабочую обстановку более комфортной.

Похитители времени

Если вы добились успеха и репутации человека, способного помогать другим, отбоя от желающих переложить на вас свои проблемы не будет. Некоторые коллеги слишком ленивы, чтобы самим что-то сделать, поэтому будут умолять о помощи. Другие — пробивные ребята — захотят любой ценой получить совет или рекомендацию от вас как от эксперта.

Это не призыв отказывать в помощи всем и вся. Но если вы тратите слишком много времени на халявщиков, посадите себя на строгую диету. Позвольте себе отвечать в месяц лишь на определенное количество случайных просьб — скажем, на пять — и придерживайтесь квоты. До следующего месяца — ни просьбой больше.

Почему сила коллектива порождает халявщиков? Какие еще типы невыносимых сотрудников существуют? Об этом вы сможете прочитать в книге «Токсичные коллеги»

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи