Доверие — это валюта бизнеса, и компаниям необходимо выстраивать прочные отношения с разными сторонами. Справедливость — одна из причин доверия. Ведь чувство справедливости заложено в нас и проявляется едва ли не с рождения. О справедливости в бизнесе этот материал, подготовленный по книге «Сила в доверии».
Взрослые дети
В статье, опубликованной в журнале Scientific American за 2017 год, исследователи сообщили, что развитие ребенка тесно связано с неосознанным представлением о справедливости.
Даже годовалые малыши ждут, что ресурсы будут разделены поровну между двумя персонажами в сцене [которая разыгрывалась перед ними]. К дошкольному возрасту дети протестуют, когда получают меньше, чем сверстники. Иногда они даже сами отказываются от чего-либо, чтобы сверстник не получил больше. Подрастая, дети готовы наказывать за несправедливость, и когда становятся ее жертвами, и когда видят несправедливое обращение с другими. Становясь еще старше, дети показывают… что предпочли бы ничего не получить, чем получить больше, чем сверстники.
Как, спросите вы, исследователи угадывают, о чем думают годовалые дети? Вот ответ: обращая внимание, на что дети смотрят и насколько долго. Оказывается, младенцы и маленькие дети больше времени рассматривают вещи, которые не оправдывают их ожиданий или удивляют. Именно так они поступают, когда видят, что с кем-то обращаются несправедливо.
В компаниях, которым доверяют за то, как они ведут дела, налажены такие рабочие процессы, которые обеспечивают принятие справедливых решений с учетом интересов всех сторон. Это сложнее, чем кажется.
Часто руководители компаний идут на поводу у акционеров: ставят в приоритет финансовую отдачу, а не, скажем, благополучие сотрудников. Отчасти это связано с начислением зарплат руководителям. В 2018 году CEO в среднем зарабатывал в 278 раз больше, чем рядовые сотрудники. Эта статистика показывает огромное неравенство между доходами топ-менеджеров и рядовых подчиненных.
Предположительно, руководители компаний зарабатывают «большие деньги», потому что у них тяжелая работа (она и в самом деле тяжелая). Нет простого критерия, чтобы определить, насколько больше они должны получать за свою деятельность.
Именно эта статистика отражает, кто со временем получает бóльший кусок пирога. Например, средняя заработная плата сотрудника в США увеличилась на 11,9% за сорок лет — с 1978 по 2018 год, в то время как средняя заработная плата CEO выросла на 1007,5% за тот же период. Каким может быть разумное обоснование того, что вклад руководителя дает право на такой взрывной рост дохода — в сто раз больше, чем у обычных сотрудников?
Эксперимент
Быть справедливым по отношению к сотрудникам сложно, потому что часто последствия проявляются косвенно и не сразу. Чтобы узнать больше о том, к чему приводит несправедливое отношение к работникам, в 2017 году европейские исследователи провели эксперимент.
Они создали кол-центр и набрали туда 195 человек. Затем нескольких сотрудников уволили, чтобы посмотреть, повлияет ли это на производительность оставшихся. В компаниях то и дело проводятся подобные «эксперименты» в реальной жизни. Но в данном случае исследователи хотели удостовериться, как несправедливые увольнения скажутся на работе других сотрудников.
Случайным образом были отобраны 20% работников, подлежащих увольнению. Коллективу объявили, что выбор был сделан случайно и подобные меры необходимы для сокращения расходов. Производительность труда среди тех, кто остался, сразу же снизилась на 12%. На первый взгляд вроде бы не так и плохо, но представьте, к какому снижению прибыли это привело бы в реальных условиях.
Изучив вопрос, исследователи пришли к выводу, что «выживших» больше всего возмутила случайность выбора, которую они сочли совершенно неприемлемой. Это было всего лишь научное исследование, однако подобные увольнения слишком распространены и в жизни.
Руководителям компаний стоит принять к сведению результаты эксперимента. Снижение производительности отразится на работе компании и прибыли. Это не так заметно, как падение цен на акции или объема продаж, поэтому несправедливость по отношению к работникам легче скрыть или игнорировать.
Четыре категории справедливости
Джейсон Колкитт — исследователь в области менеджмента, который работал над проблемой управления сотрудниками с позиций справедливости. В 2001 году он утвердил четыре категории организационной справедливости, которые с тех пор широко применяются:
Первая категория — это процедурная справедливость, то есть честность в принятии решения: последовательность, точность и право голоса тех, на кого это решение повлияет.
Вторая категория — это информационная справедливость: насколько четко руководители обосновывают свои действия и насколько они честны в общении с подчиненными.
Третья категория — справедливость распределения: оценка того, насколько справедливы результаты решений и действий. Именно это так разозлило участников исследования с увольнениями: решение по столь важному вопросу о том, сохранит человек работу или потеряет, основывалось на случайном выборе.
Четвертая категория — справедливость в отношениях с людьми, то есть то, как представители компании относятся к отдельным лицам и группам при личном общении.
Проанализируйте, что из этого требуется, чтобы в вашей компании рабочие процессы были основаны на принципах справедливости.
Подготовлено по книге «Сила в доверии».