Как мы осмысляем окружающий мир, как воспринимаем происходящее и пытаемся решать проблемы? Книга «Меняемся на работе» на большом количестве примеров знакомит с теорией развития взрослого человека и ее практическим приложением к организационной деятельности. Публикуем несколько развернутых цитат.
Древние настройки
Дотронувшись до горячей сковороды, вы, не задумываясь, отдернете руку. Этот полезный рефлекс может уберечь от серьезной боли. Это подарок нашего подсознания, который защищает от повреждений. Другие рефлексы, однако, гораздо менее полезны. Например, когда руководитель что-то спрашивает, вы чувствуете: проверяют вашу компетентность. И каждый раз занимаете оборонительную позицию. Этот рефлекс скорее приведет к неприятностям, чем защитит. А ведь действовать вопреки ему так же трудно, как удерживать руку на раскаленной сковороде. Множество подспудных, древних реакций, например ударить или убежать, прекрасно послуживших для выживания, сейчас причиняют людям одни страдания.
Гибкость и отзывчивость
Высокий уровень сложности «я-концепции» не гарантирует успех, так же как и огромный рост не ведет автоматически к большому количеству очков в баскетболе. Способность к сложному восприятию мира у лидера необязательно означает, что перед нами внимательный наблюдатель, или что у этого человека развиты навыки межличностного общения, или даже что его суждения в целом верны.
Но она ведет к возможности различать больше нюансов, действовать в условиях противоречий и двусмысленности, а также быть гибким и отзывчивым.
Содержание идей
По мере развития само содержание наших идей не обязательно меняется. Например, кто-то может сохранить убеждение, которое он вынес из магистерской программы по бизнесу. А именно что хороший руководитель поддерживает открытый диалог с непосредственными подчиненными.
К примеру, понятие открытого диалога будет переоценено или расширено.
Как слушать
Чтобы получить хоть какое-то представление о том, как другие придают миру смысл, каким бы хорошим слушателем вы себя ни считали, придется стать лучше. Возможно, для этого важнее всего научиться отбрасывать все свои суждения. Только тогда можно понять, что другой человек хочет сказать. Обычные фразы вроде «Понимаю» и «Даже и не говори!» делают разговоры простыми и вообще возможными. Но они мешают улавливать тонкие и крайне важные различия в значении, которое люди придают сказанному.
Поэтому слушателю следует прибегнуть к другим мысленным и разговорным конструкциям, как, например, «Я не понимаю» или — даже лучше — «Это предложение можно понять очень по-разному. Хочу спросить: какая трактовка верна для вас?» Кто-то решит, что тогда собеседник подловит его на невнимании к разговору. Но опыт говорит об обратном.
Если вы сумеете прислушаться к опрашиваемому, то непонимание покажется скорее сильной заинтересованностью, чем отвлеченностью или скудностью ума.
По книге «Меняемся на работе».