Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Стратегия, операции и тактика в бизнесе
17 июня 2022 8 007 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Бизнес унаследовал от вооруженных сил различие между стратегией и тактикой. Стратегия была искусством генерала, а тактика — ремеслом солдата. Но между тактикой и стратегий существует и третий уровень, и он очень важен для бизнеса. Разбираемся вместе с книгой «Искусство действия», как стратегии ведения боя двухвековой давности помогают в бизнесе.

Среднее звено



Искусство действия

Генералы занимались планированием, а солдаты выполняли планы. Основной ролью строевых офицеров (руководителей среднего звена того времени) был контроль над солдатами: они определяли, делают ли те то, что им приказано. А еще офицеры вели солдат в бой — акт исполнения во всех возможных смыслах.

Во времена Наполеона это двухуровневое различие стало спорным. На протяжении XIX столетия сложности, которые оно создавало, еще более усугубились, но большинство армий по-прежнему придерживались привычного разделения функций.

Наглядным примером проблем, с которыми могла столкнуться армия в ХХ веке, пытаясь реализовать стратегический план привычными методами, служит сражение на Сомме 1 июля 1916 года, одно из самых кровопролитных в истории человечества.

Получив приказ развернуть наступление у реки Сомма, 4-я британская армия потратила пять месяцев на разработку плана. План был очень подробным, но так и должно было быть, поскольку для того, чтобы он работал, он должен был превратиться в тактику. Однако множество деталей «на месте» не позволило его выполнить. У офицеров среднего ранга не было полномочий принимать решения, поэтому все, что они могли сделать, — просто передать информацию наверх, командирам корпусов, и ждать, что им прикажут делать. Но командиры корпусов тоже почти ничем не могли помочь. Общий замысел не был понятен, а верхушка командования никак не могла прийти к согласию.

Еще за пятьдесят лет до битвы на Сомме военачальник и военный теоретик Хельмут фон Мольтке пришел к выводу, что мышление в категориях стратегии и тактики не позволяет добиться желаемого результата.

Уже тогда он ввел понятие операций третьего уровня, располагающегося между стратегией и тактикой.

Это область свободного мышления, где стратегия переходит в действие, требующее стратегического мышления и оперативного руководства со стороны всего офицерского корпуса. Сам фон Мольтке считал, что эти уровни обусловливают друг друга и зависимость между ними носит двусторонний характер.

По мнению фон Мольтке, именно на уровне операций происходило решение проблем.

Связующей стратегической задачей была цель войны, она определяла ответ на вопрос «Почему?». Оперативная задача обрисовывала, «чего нужно достичь». Оперативные решения принимались на основании анализа действий, необходимых для достижения стратегической цели, рассмотрения альтернативных решений проблем, возникших в конкретной ситуации, и оценки возможных вариантов развития событий.

Именно в области принятия единичных, нестандартных решений фон Мольтке требовал от себя и других свободного, творческого подхода, поскольку даже оперативные задачи могли измениться. При этом тактика была областью стандартных, повседневных действий, которые осваивались на учебном плацу. Она включала ряд общих правил, сформулированных на основе лучших решений нестандартных, но периодически повторяющихся задач.

Рутинные задачи, такие как формирование походной колонны или передислокация войск, были стандартизованы — процедуре их выполнения обучали всех.

В наше время эти задачи обозначают термином «стандартная операционная процедура» (SOP).

Они обеспечивают единообразие, а значит, и предсказуемость там, где это имеет большую ценность. Кроме того, они повышают производительность, позволяя быстро выполнять такие задачи при минимальном контроле.

Между тремя уровнями, обозначенными фон Мольтке, и уровнями в бизнес-организации можно провести параллель.

Суть стратегии сводится к победе в войне и подразумевает участие армий; суть операций сводится к победе в кампаниях и подразумевает участие корпусов и дивизий; суть тактики сводится к победе в сражениях и подразумевает участие бригад, батальонов и рот.

В бизнесе

В случае бизнес-организации можно сказать, что стратегия — это участие бизнес-единиц, операции — участие отделов и функциональных подразделений, а тактика — участие команд, играющих вспомогательную роль или поддерживающих непосредственные контакты с клиентами.

Каждый их этих уровней самостоятелен, но все они взаимосвязаны. Стратегическое мышление красной нитью проходит сквозь операционную деятельность. Оперативные решения принимаются на основе стратегии. Стратегия обеспечивает их согласованность, даже если их принимают разные люди в разное время при разных обстоятельствах. Все сотрудники придерживаются единой тактики, поэтому руководителям не нужно размышлять о способах ее выполнения, и они могут сосредоточиться на более важной задаче — управлении операциями.

С помощью трех концептуальных уровней фон Мольтке удалось примирить два на первый взгляд противоречащих друг другу требования: гибкость и эффективность.

Как писал Арден Бухольц в исследовании о фон Мольтке, «самая высокая продуктивность достигается в том случае, когда большая часть действий приобретает рутинный характер; однако, если существует неопределенность в способах достижения цели, наибольшую ценность приобретает специализированная деятельность».

Формулировка стратегии — это «специализированная деятельность», выполняя которую, топ-менеджеры от имени организации обозначают, как именно они намерены формировать будущее. Создание области оперативного управления позволяет руководителям среднего звена осуществлять «специализированную деятельность», обозначая, как они намерены этому способствовать, не прибегая к реорганизации отлаженных процессов.

Ограничения

Введение уровня операций было инновационным решением, но поскольку он располагается между стратегией и тактикой, у него свои ограничения. Не все происходившее в армии действительно требовало креативности, и ни один офицер не имел права поступать, как ему заблагорассудится. Расширение уровня операций вплоть до нижних чинов негативно сказалось бы на эффективности, надежности и скорости армии. А в худшем случае это создало бы хаос. На уровне тактики намеренно ограничивается подчинение, основанное на независимом мышлении. Тактика определяет, как выполнять обязательные для всех действия. Так что продуманная тактика имеет большое значение.

В бизнесе, к сожалению, не проводится различие между стратегией, операциями и тактикой. Пытаясь реализовать стратегию, мы рискуем вести себя подобно британской армии в первый день битвы на Сомме. Стратегия носит единый и обязательный характер, а тактика — стандартизованный и обязательный. До тех пор пока мы не создадим третий уровень, у всех будут связаны руки. А если мы не очертим его границы, мы откроем дорогу хаосу.

По материалам книги «Искусство действия».

Фото: источник.

Похожие статьи