Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Штука посильнее «Фауста» Гете! Как художественные приемы помогают в бизнесе
5 апреля 2022 1 564 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Добро пожаловать снова в школу! Только теперь это школа бизнеса. Не забыли, что такое гипербола, литота и метафора? Сейчас напомним и подскажем, как они могут работать в бизнесе. Эти и другие нетривиальные полезности — в книге Ивана Дьяченко «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Гипербола и литота

В середине 50-х, когда первые ЭВМ выполняли в секунду каких-то две-три тысячи операций, а кибернетика числилась в «продажных девках империализма», Айзек Азимов опубликовал рассказ «Все грехи мира». В нем вся (гипербола) информация мира стекалась в суперкомпьютер (гипербола), обо всем (гипербола), что происходит на планете. Азимов использовал гиперболизацию и получил основу для драматического сюжета.

Это называется «гиперболизация». Берем обычное действие, систему или ресурсы, и резко (лучше — пошагово, двигаясь кратными шагами 10-100-1000-1 000 000 раз) увеличиваем их. И наблюдаем за эффектами, которые такие преувеличения принесут.

«Гиперболизация» — это классический мыслительный прием, разновидность «игр ума». Событие, система, работа, инструмент, задача, ресурс, — да что угодно — представляется многократно увеличенным либо уменьшенным: в размере, в частоте использования, в силе.

Однако давайте смотреть глубже.

При кратном увеличении или уменьшении у системы возникают новые, так называемые эмерджентные, свойства, причем как положительные, так и отрицательные. Способность увидеть и просчитать эффект от такого кратного изменения системы — штука посильнее «Фауста» Гете.

Что можно гиперболизировать? Вы можете кратно увеличивать или преуменьшать:

— ресурс (неважно, что у вас сейчас его совсем нет);

— саму систему (команду, компанию, проект);

— рынок (число покупателей, стоимость, покупательскую способность);

— поставленную задачу (сложность, размер; качество);

— любое действие (объем его результата, силу и дальность воздействия).

Выбирайте, что вам по душе.

C помощью освобождающих вопросов кратно увеличивайте или преуменьшайте выбранный объект. Скажем, как изменится ситуация или система, какие новые возможности, идеи, ограничения или обстоятельства возникнут, если мы кратно увеличим/уменьшим в десять, сто, тысячу раз:

— инвестируемые ресурсы;

— объем продукции;

— частоту продаж;

— приоритет проекта или задачи;

— команду.

Фиксируйте именно новые, возникающие свойства и обстоятельства.

Что меняется? К каким идеям вас это подталкивает? Как бы вы справились с возникшими трудностями и ограничениями? Есть ли смысл использовать эти находки уже сейчас, когда реальной гиперболизации не происходит?

Ваша цель — найти новые решения, которые раньше скрывались за горизонтом здравого смысла.

Давайте усилим этот инструмент, применив прием РВС: размер — время — стоимость. По правилам, последовательно радикально увеличиваются (а потом и уменьшаются) параметры некоего объекта: сначала размер объекта, потом время, за которое он выполняет задачу, а затем цена, которую можно за него заплатить.

Что в этом для нас нового? РВС предлагает увеличивать и уменьшать не разом, а по шагам. Увеличить исходный размер вдвое, потом в 10 раз, потом в 100, наконец, в 1000. Потом всё то же с преуменьшением. И так все три параметра, на каждом шаге отвечая на вопрос: каким будет наш объект; каков — внимание! — новый принцип его функционирования; какие возможности это открывает?

Литота — это резкое (кратное, пошаговое) преуменьшение.

Метафора

Метафора — это «и может быть — на мой закат печальный»; и «огнём душа твоя полна», и «безымянный червь точил его сердце».

Метафора как один из самых распространенных художественных приемов — это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Она возникает из сравнения, сопоставления нового предмета с уже известным и выделения общих их признаков.

Как это может нам помочь решать задачи? Все просто. Мы будем не художествами заниматься, а изучать принцип действия метафорического двойника.

Создайте метафорического двойника своей системы и посмотрите, как он будет действовать.

Взгляните на свою задачу, систему, искомый результат, актора или его действия. На что это похоже? Найдите метафору, сравнение, которое чем-то напоминает ваш объект. Если не получается сразу — попробуйте переписать фокусировку. И переписывайте ее до тех пор, пока не проведете аналогию между фокусировкой и далеким по смыслу объектом или системой.

Метафоры хорошо помогают продавать продукт. Скажем, в Ford Mustang мощь автомобиля сравнивают с дикой лошадью, а грузовик с Coca-Cola ассоциируется с рождественскими праздником больше, чем другие атрибуты бренда. Хорошие метафоры помогают передавать бизнес-концепции и явления в жизни: «стратегия голубого океана», «черный лебедь», «состояние потока».

В этой работе равно хорошо помогают как абстрагирование — последовательное исключение деталей из фокусировки, — так и усиление фокусировки на деталях, то есть насыщение текста подробностями.

Поймали метафору? Последовательно задаем себе вопросы:

  • Откуда возникла эта метафора? Что именно похоже в вашей фокусировке и метафорическом объекте: принцип действия? внешнее сходство? общие угрозы? общие выгоды?

Открытие нового офиса — как прыжок со скалы в неведомые воды.

Как устроен метафорический объект, его структура? Постарайтесь дать предельно подробное описание. Вы подходите к краю скалы, вам страшно, особый страх вызывает незнание дна и глубины. Прыжок необратим во времени — назад вернуться не получится. Сейчас вы сухой, но промокнете — изменится состояние. Есть люди, которые против прыжка, — придется их успокоить или проигнорировать их тревогу (и то, и другое хлопотно, отвлекает). Прыгнув, вы станете уважать себя больше, и вам будет о чем рассказать друзьям.

  • Как бы вы действовали в метафорической ситуации, чтобы:

— извлечь из нее максимум: снимали бы прыжок на видео? включили бы музыку? прыгнули бы компанией? повесили бы action-камеру на лоб?

— снизить риски: изучили бы рельеф дна заранее? (коварно) предложили бы кому-то прыгнуть перед вами? сделали несколько глубоких вдохов, чтобы насытить кровь кислородом?

  • Вернемся к нашим баранам (это не метафора, это фразеологизм). Какие корреляции видятся между структурой метафорической ситуации и реальной? Что можно «перенести» в реальный мир из мира метафоры?

Примеры. Запустить пилотный проект? Открыть не полноценное представительство, а офис? Сделать это с партнером? Выслушать критиков, составить карту рисков? Набрать резервные ресурсы? Запустить информационный проект о том, как это делается?

Джордж Лакофф, американский лингвист и профессор когнитивной лингвистики Калифорнийского университета в Беркли, считает: большая часть понятийной системы человека сконструирована метафорами.

Метафоры — не украшение языка, а средство познания действительности и инструмент концептуализации опыта и речевой деятельности человека.

Наши ассоциации гораздо более глубоки, чем кажутся. Когда ум предлагает метафору — за ней стоит нечто большее, чем просто внешнее сходство двух объектов. Расшифруйте метафору — и получите сет подсказок для совершенствования вашей системы.

Из книги «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Похожие статьи