Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Метод «случайного слова» для решения бизнес-задач
29 марта 2022 2 128 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Творческое мышление не требует постоянной правоты. Правильным обязан быть лишь конечный результат. Мыслить латерально означает сойти с проторенной дороги в туман и искать в нем наугад до тех пор, пока не найдется естественная тропа. Необходимость же быть правым на каждом шаге является одним из самых серьезных препятствий на пути к новым идеям.

Это фраза Эдварда де Боно, британского психолога и писателя. Он придумал и развивал технологию под названием «случайное слово», помогающую везде, где нужно хорошенько подумать — в бизнесе в том числе. Рассказываем о ней подробнее, отыскав описание в книге «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Подлодка-кенгуру

Взрыв мозга состоит в добавлении (перенесении) признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, на нашу систему. Делается это ради отключения логики и критического мышления, которое автоматически — подсознательно — отсекает решения, кажущиеся «бессмысленными».

Выберем объект: подводная лодка. И случайные объекты: эрозия, кенгуру, компас. Соединим их свойства с подлодкой. Свойство компаса — стрелка всегда показывает на север. Перенос: подводная лодка способна двигаться только вдоль магнитных силовых линий и по глубинным течениям. Безмоторное движение под водой совершается медленно, но зато дешево: в будущем такие своеобразные подводные «парусники» можно будет использовать для транспортировки грузов или туризма.

Кенгуру передвигается скачками, опираясь на хвост. Пусть и подлодка скачет! Порт расположен на дне. Лодка совершает прыжок, отталкиваясь от дна, — до следующего порта.

Эрозия — процесс разрушения почвы. Пусть подводная лодка так же разрушает воду во время движения: превращает в пар, как в «Тайне двух океанов» Г. Адамова, или разлагает комплексы молекул на составные части, как в рассказе В. Журавлевой «Снежный мост над пропастью».

Результат: подводная лодка, которая начинает движение, отталкиваясь от дна, как кенгуру, для того чтобы набрать начальную скорость. При этом она попадает в подводное течение, где разворачивает «парус» и плывет, разлагая перед собой воду для уменьшения лобового сопротивления.

Как решить мою задачу?

Напишите десять случайных слов-объектов, которые первыми приходят в голову (например: кот; кока-кола; спешка; береза; любовь; лестница) — желательно максимально далеких от сути ситуации, с которой вы работаете. И включайте взрывающий мозг вопросник:

Как бы решил задачу… кот? Как решить эту задачу с помощью… лестницы? Может ее решить береза?

А что, если добавить спешку как требование к вашему процессу? Что, если выполнять требуемые операции с любовью?

Стоп, стоп, стоп. Сразу возникает вопрос: ну, как применить березу к задаче, скажем, по улучшению клиентского опыта в кофейне?

Зачастую метод «случайного слова или объекта» неприменим впрямую. В этой ситуации помогает «морфологический ящик», или метод фокальных объектов: вы используете не саму березу (кота, любовь), а связанные с ними свойства: береза — пятнистая, плакучая, растет в роще; кот — пушистый, мягкий, самостоятельный, когтистый. Эти свойства — пятнистость берез, пушистость котов — тоже становятся арсеналом. Примените их к вашей задаче, и решения, пока еще странные и сырые, понемногу начнут проникать в зону сознательного.

А что, если решать задачу по шажочкам, идя как по ступенькам лестницы? Или построить лестницу целей для сотрудников?

А если дать занятым в процессе сотрудникам какие-то аспекты «сладкой жизни» (сладкой, как Coca-Cola)?

А если сделать подразделение предельно самостоятельным (как коты) — и пусть приходят с результатами, когда сами посчитают нужным?

Появившиеся идеи фиксируйте, невзирая на их сырость, непроработанность, странность. Постепенно увидите, что случайные слова открывают совершенно новый кластер решений. Ради этого мы и провоцировали мозг.

Алгоритм поиска неожиданного решения через случайный вброс всегда один и тот же: фокусировка на задаче → список случайных вбросов → комбинирование задачи и вброса → обширный список странных идей → доработка самых интересных.

Но не попадите в ловушку!

Случайные вбросы должны быть действительно спонтанными. Наш мозг реагирует стремительно и может незаметно подобрать для нас наиболее «удобные» (а значит, недостаточно провокативные) случайные слова и объекты. И сила метода резко уменьшится.

Из книги «БРРР-Р-Р!!!-эффект».

Похожие статьи