Обзоры книг
Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь
24 марта 721 просмотр
Обзоры книг
Как сказать все, что думаешь, и получить все, что хочешь
24 марта 721 просмотр

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Обратная связь — инструмент, который может превратить обычного человека в звезду, а звезду — в суперзвезду. Только вот мало кто любит давать коллегам (и не только им) критические отзывы. Еще меньше людей умеют это делать.

В книге «Обратная связь» — система, помогающая давать обратную связь с минимальным стрессом и максимальной пользой. Вести критические беседы так, чтобы к вашим словам хотели прислушаться. И превращать маленькие победы в поворотные моменты для всей команды.


Обратная связь

Внутри нескучная теория, разбор успешных и провальных бесед и целых 6 практикумов от когнитивного психолога, консультанта Microsoft и Amazon Терезы Хьюстон.

Одобрение, коучинг, оценка

Хьюстон разделяет обратную связь на три вида: одобрение, коучинг и оценку. Одобрение дает понять, что наш труд замечают и ценят. Коучинг помогает определить дальнейшие шаги. А оценка показывает, на каком счету мы сейчас и чего ждать в дальнейшем.

Все три вида нужны каждому из нас. Проблема в том, что мы часто не знаем, какой вид сейчас полезнее. Например, коллега нуждается в одобрении, а мы лезем с советами. Разумеется, они пролетают мимо.

Простой способ понять, что сейчас нужно собеседнику, — спросить его самого. Только имейте в виду: новичкам одобрение нужно больше, чем они готовы признать. Не скупитесь на похвалу.

На чьей вы стороне?

Когда приходится обсуждать проблему, легче всего мысленно встать рядом с ней. Тогда мы говорим что-то вроде: «Вы постоянно затягиваете сроки. Старайтесь работать быстрее».

Критика из этой позиции — самая болезненная (и бесполезная). Лучше покажите, что вы готовы решать проблему вместе. Когда человек ощущает поддержку, ему легче выслушать горькую правду, потому что он знает: с ней не придется бороться в одиночку.

Встать на сторону сотрудника вовсе не означает найти другого виноватого или отказаться решать проблему. Это означает: «Для меня важно то, что ты делаешь. Для меня важен ты сам. Я говорю о проблеме, потому что знаю, что ты можешь с ней справиться».

Я-сила и Мы-сила

У каждого из нас есть «Мы-сила» и «Я-сила». «Мы-сила» — то, что идет на пользу всей компании: допустим, способность организовать совещание или продать инвесторам идею. «Я-сила» — то, что вызывает у вас прилив бодрости и вдохновения. Например, вы готовы часами оформлять презентации в PowerPoint.

«Мы-сила» и «Я-сила» не всегда совпадают. И работать с ними нужно по-разному.


Чтобы коллега чаще проявлял «Мы-силу», ее нужно постоянно отмечать и делать предметом гордости. «Я-сила» радует человека сама по себе. Просто дайте ему возможность хотя бы час-другой заниматься любимым делом на работе.

Чуть лучше — это замечательно

Исследователи обнаружили: блестящие команды, которые приносят астрономическую выручку и вызывают восторг у клиентов, в среднем получают 5,6 похвалы на каждое критическое замечание.

Где же взять столько поводов для похвалы?

И снова результаты исследований: больше всего мы ценим ощущение, что сделали шаг вперед. Не обязательно ждать крупной победы: достаточно отмечать то, что стало чуть-чуть лучше. Допустим, Сергей учится вести переговоры. Ему пока не удалось заключить крупную сделку, но он стал лучше готовиться к встречам. Это стоит отметить.

Мы в МИФе регулярно проводим воркшопы по обратной связи и учимся давать ее конструктивно. А еще завели стену благодарности, чтобы больше хвалить друг друга.

«Бальзам для само­оценки» люди порой ценят выше, чем любимую еду или сексуальное удовольствие. Пицца или мороженое? Это приятно. Услышать от уважаемого человека, что я молодец? Бесценно.

Что еще

Полное руководство о том, как давать эффективную обратную связь: коллегам, подчиненным, руководителям и окружающим в целом. И много практических советов:

  • «Слушатель-убийца»: что делать, чтобы с вами больше никогда не захотели говорить
  • Алгоритм СПАСУ: как снять напряжение во время критической беседы
  • Как перестать критиковать всех и всё
  • Почему тревога и обучение несовместимы
  • Практикум № 1: отмечаем сильные стороны

Представьте, что у вас есть способность помогать людям раскрывать таланты. Что сотрудники считают вас вдохновляющим лидером, а близкие — чутким и мудрым человеком. Умение давать обратную связь — и есть такая способность. Пользуйтесь.

Обложка поста — unsplash.com
По материалам книги «Обратная связь»

P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.

Похожие статьи