Обратная связь — инструмент, который может превратить обычного человека в звезду, а звезду — в суперзвезду. Только вот мало кто любит давать коллегам (и не только им) критические отзывы. Еще меньше людей умеют это делать.
В книге «Обратная связь» — система, помогающая давать обратную связь с минимальным стрессом и максимальной пользой. Вести критические беседы так, чтобы к вашим словам хотели прислушаться. И превращать маленькие победы в поворотные моменты для всей команды.
Обратная связь
Внутри нескучная теория, разбор успешных и провальных бесед и целых 6 практикумов от когнитивного психолога, консультанта Microsoft и Amazon Терезы Хьюстон.
Одобрение, коучинг, оценка
Хьюстон разделяет обратную связь на три вида: одобрение, коучинг и оценку. Одобрение дает понять, что наш труд замечают и ценят. Коучинг помогает определить дальнейшие шаги. А оценка показывает, на каком счету мы сейчас и чего ждать в дальнейшем.
Все три вида нужны каждому из нас. Проблема в том, что мы часто не знаем, какой вид сейчас полезнее. Например, коллега нуждается в одобрении, а мы лезем с советами. Разумеется, они пролетают мимо.
На чьей вы стороне?
Когда приходится обсуждать проблему, легче всего мысленно встать рядом с ней. Тогда мы говорим что-то вроде: «Вы постоянно затягиваете сроки. Старайтесь работать быстрее».
Критика из этой позиции — самая болезненная (и бесполезная). Лучше покажите, что вы готовы решать проблему вместе. Когда человек ощущает поддержку, ему легче выслушать горькую правду, потому что он знает: с ней не придется бороться в одиночку.
Я-сила и Мы-сила
У каждого из нас есть «Мы-сила» и «Я-сила». «Мы-сила» — то, что идет на пользу всей компании: допустим, способность организовать совещание или продать инвесторам идею. «Я-сила» — то, что вызывает у вас прилив бодрости и вдохновения. Например, вы готовы часами оформлять презентации в PowerPoint.
Чтобы коллега чаще проявлял «Мы-силу», ее нужно постоянно отмечать и делать предметом гордости. «Я-сила» радует человека сама по себе. Просто дайте ему возможность хотя бы час-другой заниматься любимым делом на работе.
Чуть лучше — это замечательно
Исследователи обнаружили: блестящие команды, которые приносят астрономическую выручку и вызывают восторг у клиентов, в среднем получают 5,6 похвалы на каждое критическое замечание.
И снова результаты исследований: больше всего мы ценим ощущение, что сделали шаг вперед. Не обязательно ждать крупной победы: достаточно отмечать то, что стало чуть-чуть лучше. Допустим, Сергей учится вести переговоры. Ему пока не удалось заключить крупную сделку, но он стал лучше готовиться к встречам. Это стоит отметить.
Мы в МИФе регулярно проводим воркшопы по обратной связи и учимся давать ее конструктивно. А еще завели стену благодарности, чтобы больше хвалить друг друга.
Что еще
Полное руководство о том, как давать эффективную обратную связь: коллегам, подчиненным, руководителям и окружающим в целом. И много практических советов:
- «Слушатель-убийца»: что делать, чтобы с вами больше никогда не захотели говорить
- Алгоритм СПАСУ: как снять напряжение во время критической беседы
- Как перестать критиковать всех и всё
- Почему тревога и обучение несовместимы
- Практикум № 1: отмечаем сильные стороны
Представьте, что у вас есть способность помогать людям раскрывать таланты. Что сотрудники считают вас вдохновляющим лидером, а близкие — чутким и мудрым человеком. Умение давать обратную связь — и есть такая способность. Пользуйтесь.
Обложка поста — unsplash.com
По материалам книги «Обратная связь»
P.S. Хотите первыми узнавать о новых книгах и получать приятные скидки? Подписывайтесь на нашу рассылку. Каждую неделю выбираем полезные отрывки, советы и лайфхаки — и отправляем вам.