Непонятно, как реагировать на вредных коллег. Некоторые закрывают глаза на агрессивное поведение в надежде, что оно прекратится. Некоторые дают отпор. Когда коллега плохо к вам относится, как повлиять на ситуацию? А если поведение повторяется или ухудшается, как понять, что перед вами настоящий агрессор? Разбираемся вместе с книгой «Общение с трудными людьми».
Поймите причину
Прежде всего нужно понять, что спровоцировало подобное поведение. Исследования подтверждают общепринятое мнение: люди ведут себя импульсивно и истерично, когда их эго что-то угрожает. Мы часто видим, как люди, обладающие властью, ведут себя агрессивно по отношению к тем, кто обладает меньшей властью, когда их компетентность подвергается сомнению. Самые талантливые люди, которые пользуются всеобщей симпатией, чаще всего и становятся главной мишенью, потому что представляют собой угрозу.
Чтобы разрядить обстановку, иногда достаточно немного польстить агрессору. Исследование показало: если подчиненный выразит благодарность начальнику, то агрессия последнего испарится. Важна любая мелочь, например, в конце электронного письма можно написать: «Спасибо за помощь».
Обратите внимание на свое поведение
Подобные ситуации требуют самоанализа. Возможно, вы работаете в высококонкурентной среде или в культуре, которая не ставит вежливость во главу угла? Подумайте, может, вы неверно истолковали поведение человека, или чрезмерно болезненно отреагировали на него, или сами нечаянно спровоцировали конфликт?
Объективная самооценка дается нелегко, так что полезно узнать мнение третьей стороны, которой вы доверяете и которая скажет вам правду, а не то, что вам хочется услышать. Однако не будьте к себе слишком суровы. Жертвы оскорблений часто винят во всем себя, даже когда они ни в чем не виноваты.
Заступитесь за себя
Не бойтесь указать другому человеку на его плохое поведение. Верьте в пользу своевременных замечаний. Если вам не нравится реагировать сразу, да еще и при всех, выскажитесь, как только вы будете готовы. Покажите, что дальнейшее подобное обращение и отношение ни к чему хорошему не приведут.
Обратитесь за помощью
Если у вас есть союзники на работе — коллеги, начальство и подчиненные, которые вас защищают и поддерживают, поговорите с ними и подумайте, чем они могут помочь — одобрить ваше решение или замолвить за вас словечко. Иногда необходимо донести ситуацию до вышестоящего начальства или HR-менеджеров. Но прежде постарайтесь решить вопрос в неформальной обстановке.
Перечислите последствия для бизнеса
Если формальные действия все же понадобятся, начните со своего босса (если он не агрессор, конечно). Или же обратитесь к вышестоящему начальству. Объясните, как поведение агрессора вредит бизнесу — как это воздействует на командный дух и производительность. Личные просьбы редко приносят результат и часто перерастают в примитивную перепалку.
Держитесь в рамках
Если ни один из перечисленных методов не сработает, подумайте: как назвать такое поведение — грубым и неприятным или агрессивным и оскорбительным? Если вы постоянно подвергаетесь нападкам и унижениям (то есть это не мелкая проблема, а настоящий кризис), шансов изменить ситуацию мало. В данном случае единственная возможность повлиять на человека — публично уволить его. Никакие иные санкции не помогают. Нужно защищаться.
Конечно, в идеальном мире начальство должно незамедлительно избавиться от людей, вредящих таким образом компании. Но на практике это происходит редко. «Статистика четко показывает влияние агрессивного поведения и психологического давления на командный дух, удержание сотрудников и результаты работы. Компании редко предпринимают какие-либо действия», — говорят исследователи. Так что, если вы попали в такую ситуацию на работе, оптимальное решение — уволиться. Разумеется, при наличии возможности.
Workplace Bullying Institute провел онлайн-опросы, которые показали: чаще всего люди все-таки остаются на работе и терпят оскорбления из-за гордости (40% респондентов), а не по экономическим соображениям (38%). Если вы опасаетесь, что агрессор может победить, лучше беспокойтесь о собственном благополучии.
Запомните основные принципы
Что нужно делать:
— Большинство людей ведет себя агрессивно на работе, потому что чувствует угрозу
— Возможно, вы слишком болезненно реагируете или неверно поняли ситуацию
— Обличите неадекватное поведение
Чего не нужно делать:
— Брать на себя вину
— Усугублять ситуацию, пока не попробуете решить ее в неформальной обстановке с помощью своих союзников
— Беспричинно страдать. Если ситуация затягивается и вы можете уйти — уйдите
Подготовлено по книге «Общение с трудными людьми».