У каждого человека есть слабые места и болевые точки, и нажатие на них, как правило, выводит нас из равновесия. Болевые точки — это особенности нашей личности, провоцирующие острую эмоциональную реакцию, которую мы не в силах контролировать. Расскажем, на какие «горячие кнопки» чаще всего нажимают те, кто хочет нами манипулировать. Материал подготовлен по книге «Змеи в костюмах».
«Горячие кнопки»
«Горячие кнопки» — это все то, что вызывает у вас непроизвольную эмоциональную реакцию, выводя из себя (негативные «горячие кнопки») или вдохновляя (позитивные «горячие кнопки»). Например, вы можете испытывать зависть или уныние, когда коллега получает повышение, либо почувствовать внезапное разочарование или гнев, если кто-то подрезает вас на дороге, получает похвалу за выполненную вами работу или критикует вашу манеру одеваться.
Вы способны испытывать удовольствие, когда вам делают комплименты относительно вашей внешности, или предвкушать победу и радоваться, если ваш кандидат лидирует по результатам опросов, и так далее. Хобби часто вызывает позитивную реакцию у большинства людей. Точно так же увлеченность работой генерирует поток энергии и эмоциональное возбуждение, особенно если кто-нибудь проявляет интерес к тому, чем вы зарабатываете на жизнь.
Эта стереотипная реакция не ускользает от глаз манипулятора, который без малейших угрызений сыграет на ней, чтобы заручиться вашим расположением или настроить вас против других.
Еще один коварный прием из его арсенала — спровоцировать человека на неподобающее поведение и тем самым испортить ему репутацию. Довольно трудно понять, за исключением самых возмутительных ситуаций, сознательно ли кто-то затронул вашу болевую точку или сделал это неумышленно, не имея намерения манипулировать вами или использовать вас.
На самом деле настоящая дружба во многих случаях начинается с того, что человек затрагивает значимую для вас тему, искренне добиваясь вашего расположения. Во многих случаях он будет воздействовать на вас без свидетелей, убеждая в том, что понимает и разделяет ваши чувства, — эта уловка предназначена для установления контакта.
Например, вы жалуетесь на то, что некий сотрудник причинил вам неудобства, проявил неуважение и, похоже, оскорбил вас. Достаточно сказать: «Не может быть!» — и у вас появится ощущение, что он понимает или даже разделяет ваши чувства в отношении оскорбившего вас события или человека.
Затем как проницательный собеседник он выслушает взволнованные жалобы, снискав ваше расположение и вместе с тем раздобыв информацию, которую сможет использовать для манипулирования вами на следующем этапе отношений.
Тем не менее узнать как можно больше о своих уязвимых местах гораздо легче, чем научиться контролировать их. Обратная связь, полученная методом оценки «360 градусов», в том числе от членов семьи, друзей или коллег, — лучший источник информации о ваших слабостях, особенно если вы их не осознаете. Тренировка с помощью верного друга или профессионального коуча позволит вам научиться контролировать или хотя бы сдерживать эмоции. Со временем вы разовьете способность распознавать болезненную реакцию в момент ее возникновения, что даст вам время сделать паузу и овладеть собой.
Слабые места
У людей много слабостей, и проницательный манипулятор знает их наперечет. Для простоты сосредоточимся на трех общих категориях: недостатки, нужды и страхи.
1. Недостатки. Что с вами не так — вы слишком толсты, худы или застенчивы? Мы часто видим в себе недостатки, которых не замечают остальные. Одни недостатки у нас действительно есть, другие существуют только в нашем воображении. Манипуляторы умело определяют, что вам в себе не нравится, и используют это в качестве своеобразной валюты при взаимодействии с вами. Он постарается внушить вам, что принимает вас со всеми вашими недостатками — истинными или мнимыми.
Чтобы получить такое представление, необходимо сократить «реестр» слабых сторон, оставив в нем только те, что действительно имеют значение, а затем проанализировать их. Одни свои «пробелы» вы решите исправить, а другие просто попытаетесь принять. Как только вы поймете цену своих недостатков, другим будет трудно манипулировать вами с их помощью.
2. Нужды. Чего вам не хватает в жизни — самооценки, любви, понимания, волнения или, может, шоколада? Убежденность в том, что мы имеем чего-то меньше, чем следовало бы, влияет на наши мысли, чувства и поведение. Порой мы выражаем негодование в адрес тех, у кого есть больше, чем у нас, или сомневаемся в способности обеспечить себя средствами к существованию и добиться успеха. Нередко мы считаем себя неудачниками или чувствуем потребность заполнить внутреннюю пустоту, иногда любой ценой.
Погрузившись в размышления и мечты об удовлетворении своих желаний, люди становятся легкой добычей манипуляторов, выражающих готовность помочь — например, пообещать (без истинного намерения обеспечить) то, что вы очень хотите.
Этот распространенный подход используется разнообразными строителями финансовых пирамид и уличными мошенниками, предлагающими сыграть, например, в «три карты». В подобного рода экономических аферах вас заставляют поверить в возможность огромного заработка, но вы можете все потерять, прежде чем осознаете, что вас одурачили.
Полезно иметь четкое представление о своих потребностях и желаниях! Тут пригодятся услуги хорошего коуча или консультанта. Помните старую как мир поговорку: «Если нечто слишком хорошо, чтобы быть правдой, скорее всего, это обман», — и руководствуйтесь ею.
3. Страхи. Чего вы боитесь — близости, одиночества или публичных выступлений? Всех время от времени одолевают страхи, вопросы и сомнения. Такие состояния не выходят за рамки нормы, если только не изнуряют и не мешают повседневной жизни. Однако когда манипулятор обнаруживает ваши страхи, они служат ему подсказкой, как вы отреагируете на определенные ситуации и события. Таким образом, наши страхи становятся потенциальным инструментом манипулирования. Защититься от этого довольно трудно, поскольку свои страхи — продукт как природы, так и воспитания — нелегко победить. Дипломированный консультант или психотерапевт способен помочь нам оценить свои уязвимые места и научить применять защитные стратегии.
Подготовлено по книге «Змеи в костюмах».