Ученые бьются над загадкой креативности уже давно. Главным образом потому, что им понадобилось немало времени, чтобы понять, что такой секрет вообще существует. Во многих древних культурах, в том числе у греков, индийцев и китайцев, даже не было слова для обозначения этой особой способности. Они думали о творчестве как об «открытии», полагая, что все идеи исходят от богов, а смертные их просто «открывают». Что же такое креативность? Рассказываем по книге «Невозможное как стратегия».
Четыре этапа творческого процесса
В эпоху Возрождения стали считать, что божественные идеи зарождаются в умах великих людей. В XVIII веке мы наконец дали этому явлению название, выработав понимание воображения, которое, по сути, есть «процесс, порождающий образы в условиях, когда ничто не воздействует на органы чувств».
И уже на рубеже XX века французский математик, механик, физик, астроном и философ Анри Пуанкаре расширил эту концепцию. Заинтересовавшись тем, как его ум решает сложные математические задачи, Пуанкаре понял, что озарения не приходят ниоткуда и всегда проходят один и тот же цикл. Несколько лет спустя профессор Лондонской школы экономики Грэм Уоллес, внимательно изучив цикл Пуанкаре, решил, что две из пяти его стадий можно объединить в одну, и опубликовал результаты своих изысканий.
Итак, согласно Уоллесу и Пуанкаре, творческий процесс начинается со стадии подготовки. На ней идентифицируется проблема, и ум начинает оценивать ее размеры.
Далее следует вторая стадия, инкубация, на которой проблема передается из сознательного в бессознательное и включается система распознавания паттернов. Третья стадия — озарение; здесь идея возвращается в категорию сознательного, часто через опыт, называемый прозрением или озарением.
Завершается цикл проверкой (верификацией): новая идея сознательно пересматривается, тестируется и применяется к решению проблем.
В 1927 году философ Альфред Норт Уайтхед дал этому циклу имя — креативность, ставшее нарицательным в 1948 году, когда один из основателей известного рекламного агентства BBDO Алекс Осборн опубликовал свой бестселлер Your Creative Power («Твоя творческая сила»).
Дивергентное мышление
Затем психолог Джой Пол Гилфорд заметил, что некоторые люди — именно творческого склада — часто набирали в тестах на IQ меньше баллов, но не потому, что не могли решить задачи, а потому, что их подход к решению порождал множество вариантов. Для используемого ими мыслительного процесса Гилфорд придумал термин «дивергентное мышление», что означает несистемный подход к решению задач, открытый для разных идей и в некотором смысле нелогичный, в чем, собственно, и заключалась проблема. Тесты IQ разрабатывались для оценки его противоположности — конвергентного мышления, поскольку последовательный поиск решения через ряд логических шагов ограничивает наши возможности.
Гилфорд понял, что дивергентное мышление отличают четыре характеристики.
Беглость — способность генерировать множество идей в короткие сроки.
Гибкость — способность подойти к проблеме с нескольких точек зрения.
Нестандартность — способность выдвигать действительно новые и неожиданные идеи.
Проработка — умение систематизировать и реализовывать идеи на практике.
Они превратили креативность — концепцию настолько странную, что даже у древних греков не нашлось для нее названия, — в качество, поддающееся измерению. Например, собрав людей в лаборатории, поставив перед ними задачи и посчитав, сколько идей придумал каждый человек, а затем сравнив и сопоставив ответы испытуемых, можно определить, какие из них похожи и предложены многими, а какие оригинальны. Словом, Гилфорд дал нам не только инструмент для измерения креативности, но и ее общепринятое определение как «процесс разработки оригинальных идей, имеющих ценность».
К сожалению, как мы с тех пор обнаружили, практически ничто в нашем представлении об этом не соответствует действительности — или не совсем соответствует. И это поставило нас в странное положение. Исследования подтверждали, что креативность лежит в основе высоких достижений и высокой продуктивности, но не могли сказать, что же это такое на самом деле. К счастью, примерно в это время в игру вступили нейробиологи.
У разбитого корыта?
Выйдя на сцену, нейробиологи сделали по меньшей мере одно важное открытие: креативность многообразна. И ее прежняя трактовка сразу же утратила актуальность. Например, довольно часто творческие решения и правда появляются в соответствии с циклом Пуанкаре, но так бывает не всегда. Иногда мы пропускаем этапы или сокращаем продолжительность отдельных периодов.
Что касается четырех характеристик дивергентного мышления по Гилфорду, то они хотя и сохранились, но подверглись бесконечным пересмотрам, переименованиям и реорганизации, причем от идеи, что правое полушарие головного мозга отвечает за творчество, а левое за логику, камня на камне не осталось. Для проявления креативности нужен весь мозг, и никаких подтверждений того, что человек не может быть креативно логичным или логически креативным, нет.
Впрочем, это не означает, что мы оказались у разбитого корыта.
Разнообразие выбора
Креативность, с точки зрения организации мозга, имеет отношение к разнообразию выбора. Это одна из причин, почему представление о ней складывалось столь трудно. Эта неявная способность скрыта внутри нашего древнейшего навыка — исследование и выполнение планов действий. Когда поиски и размышления заканчиваются составлением типичного плана, мы действуем инстинктивно (иначе говоря, эффективно), но не креативно. А вот при разработке чего-то нового мы проявляем креативность, хотя, возможно, и неэффективны. Иногда план оказывается и революционным, и эффективным (иначе говоря, полезным и ценным), что возвращает нас к стандартному определению креативности как «процесса разработки оригинальных идей, имеющих ценность».
За последнее время мы составили представление о том, как именно мозг генерирует такие идеи. Проще говоря, креативность оказалась рекомбинантным процессом.
Кроме того, этот процесс обычно требует эффективного взаимодействия трех пересекающихся нейронных сетей: контроля внимания, воображения и оценки значимости. И, поняв, как они работают, мы сможем попытаться усилить их эффекты и, возможно, научимся тренировать творческие способности.
Больше подробностей — в книге «Невозможное как стратегия».