Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Здравый смысл и странные правила в организациях
26 ноября 2021 2 208 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Сотрудник одного из банков повесил на стену своего кабинета выполненный карандашом рисунок одного из своих детей. На нем были изображены собака и поезд. Или, может, лошадь и поезд. Трудно сказать. Казалось бы, что в этом плохого? Что случилось дальше, рассказываем в том материале, подготовленном по книге «Департамент здравого смысла».

Запрещено?

Однажды, вернувшись из многодневной командировки и открыв кабинет, этот мужчина обнаружил, что на рисунке его ребенка большими печатными буквами написано срочное предупреждение в стиле «Тревога: код красный!».

«Вы нарушаете групповую политику. Офисные столы следует оставлять чистыми, а все личные и рабочие предметы необходимо складывать в стол перед уходом с работы. Будьте добры, придерживайтесь групповой политики в будущем».

Сотрудник банка пришел в ярость и при этом был совершенно сбит с толку. Какие у компании основания для подобных действий? Может, демонстрация рисунков детей приведет к тому, что сотрудники начнут вывешивать на стенах более мрачные, галлюциногенные вещи? Или это вопрос конфиденциальности? Может, детский рисунок на стене кабинета расценивается как проявление несдержанности в отрасли, известной своей осторожностью и предусмотрительностью?

Оказалось, что правила, запрещающего сотрудникам развешивать в кабинетах рисунки своих детей, не существует.

Но дело в том, что практически все сотрудники банка были убеждены в обратном, причем так глубоко, что это стало неофициальным корпоративным законом. Как ни странно, многие служащие банка, которые считали это правило нелепым, говорили: «Я знал это с самого начала, но так и не удосужился проверить». А те, кто свято верил, что правило действительно существует, объясняли: «У меня было странное ощущение, что такого не может быть, но я не хотел ничего говорить».

Любопытно, что все при этом пренебрегали здравым смыслом.

Сигнал

В этой же инвестиционной компании возникла еще одна проблема: богатая пожилая клиентка, десятилетиями сохранявшая лояльность к компании, забыла внести ежемесячную плату за обслуживание счета. Из-за этой оплошности банк отклонил несколько ее чеков — хотелось бы добавить, что это были платежи, связанные с празднованием ее семидесятилетия, которое она устраивала, — тем самым поставив женщину в крайне неловкое положение перед ее друзьями.

Банк с таким же успехом мог обвинить ее в мошенничестве.

Где же здравый смысл, а также уважение, которое компании следовало проявить по отношению к 70-летней клиентке, почти сорок лет пользовавшейся ее услугами? Какой сигнал в отношении «заботы о клиентах» может подать блокирование их счетов?

Соответствие требованиям

Во всем мире «соответствие требованиям» стало предлогом для защиты статус-кво и сохранения организации в прежнем виде. Ничего не делать — или следовать здравому смыслу. Наряду с юридическим отделом отдел соответствия требованиям превратился в козла отпущения, оправдывающего отсутствие перемен и инноваций в организациях.

«Отдел соответствия требованиям ни за что этого не одобрит», — часто говорят в компании. Или: «Юридический отдел точно ответит отказом». Речь идет о множестве глупых законов, которых мы неосознанно придерживаемся, даже не задумываясь о том, почему они вообще существуют, поскольку слишком боимся последствий их невыполнения.

В результате страх пронизывает всю организацию.

Чем сильнее сотрудники опасаются допустить хотя бы одну оплошность, тем больше страха накапливается в их головах и тем настороженнее они становятся. Разве ж кто-то хочет потерпеть неудачу, выглядеть глупо, быть униженным или наказанным, потерять работу или репутацию?

Во многих организациях действуют правила непонятного происхождения, которых все придерживаются, потому что — ну, потому что так принято.

Когда, кем, почему? Практически никто не знает, поскольку организации редко имеют централизованную базу данных всех своих правил и политик. Вместе с тем, если вы их нарушаете, вас могут привлечь к дисциплинарной ответственности и даже уволить. Это все равно что идти по пляжу, зная, что под вашими босыми ногами зарыты невзорвавшиеся мины. Никто точно не знает, где они, но все согласны с тем, что надо смотреть под ноги.

Соответствие требованиям порождает страх — и уничтожает здравый смысл. Более того, культуры, основанные на страхе, препятствуют прогрессу и инновациям, поэтому вообще не способствуют ничему хорошему. Да, менеджеры оправдывают свое существование: должен же кто-то требовать от сотрудников соблюдения сроков, выполнения бюджета, продуктивности и ключевых показателей эффективности. Нередко менеджеры добиваются этого, угрожая подчиненным наказанием. Но когда наш разум парализован страхом и тревогой, мы не способны функционировать на оптимальном уровне. Как раз наоборот, мы лучше работаем в среде, где чувствуем себя в психологической безопасности.

По книге «Департамент здравого смысла».

Похожие статьи