Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Бизнесхак и маркетинг
Деньги как энергия, термоэкономика и прибыль как обратная связь в бизнесе
12 декабря 2022 3 759 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Каждый технический специалист знает, что для правильного функционирования системы обязательна обратная связь. Каждая действующая система разрабатывается с учетом «петли обратной связи»: проводится измерение полученного результата и сравнение с ожидаемым результатом. Это позволяет вносить необходимые коррективы. Этот материал, подготовленный по книге «Живая организация» — о финансовой системе как о петле обратной связи в бизнесе.

Обратная связь

Для бизнеса роль петли обратной связи выполняет финансовая система, показанная на рисунке, которая используется для оценки успешности достижения целей. Финансовая система представляет собой тщательно разработанную систему показателей, позволяющую интерпретировать результаты деятельности компании. Используя традиционный и хорошо понятный показатель в виде денег, мы получаем вполне измеримый критерий успеха. Если бизнес не идет и не попадает в резонанс с рынком, это сразу же отражается на финансовых результатах.

При правильном использовании финансовые показатели обеспечивают важную обратную связь от рынка и помогают понять, что требует корректировки. Без финансовых систем компании как без рук: они не могут внести необходимые изменения, чтобы добиться достижения поставленных результатов. Величина прибыли — основной показатель, обеспечивающий обратную связь относительно эффективности системы. На этот показатель мы опираемся при оценке деятельности компании.

Минуточку, можете сказать вы. Мы говорили о трансформации энергии от источника, то есть сотрудников, в товары и услуги, которые попадают на рынок.

Как деньги вписываются в эту трансформацию энергии?

Деньги как энергия

Все просто: деньги — это еще одна форма энергии. Подумайте, как экономисты относятся к деньгам и с ними работают. Они обсуждают объем денежной массы и ее движение точно так же, как физики обсуждают объем и движение энергии в изучаемой системе. Фактически существует даже такое течение, как термоэкономика, которое подходит к описанию экономических процессов с позиции принципов термодинамики.

Метод термоэкономики основывается на утверждении, что роль энергии в процессе эволюции необходимо определять и понимать через второй закон термодинамики. А такие экономические критерии, как продуктивность, эффективность и особенно расходы и прибыль, следует воспринимать как механизмы сбора и использования доступной энергии. Приверженцы методов термоэкономики утверждают, что экономические системы можно создавать по тем же принципам, что и термодинамические системы.

Первый закон термодинамики гласит, что энергия не может быть создана или уничтожена. В потоке бизнеса энергия людей преобразуется в товары и услуги, которые приобретают и за которые платят энергией под названием «деньги». Этот обмен энергией в форме денег используется для оплаты труда сотрудников и работы поставщиков, чья энергия преобразуется в товары и услуги, которые компания продает покупателям. Этот цикл повторяется, как и поток, который наполняет бизнес энергией.

Природа прибыли

Вопреки распространенному мнению, деньги вовсе не зло. Показатель прибыли — основной критерий и чрезвычайно важный элемент петли обратной связи. По нему можно судить о состоянии и балансе между двумя другими ключевыми показателями — выручкой и расходами.

Продажа произведенного продукта просто еще один вид трансформации энергии, обмен продукта на деньги. Из совокупности всех сделок складывается показатель, который мы называем выручкой. Объем выручки измеряет воспринимаемую ценность для рынка тех товаров и услуг, которые производит компания. Чем выше воспринимаемая ценность, чем больше количество участников рынка, воспринимающих эту ценность, тем больше энергии получает компания и тем динамичнее она растет.

Второй компонент уравнения прибыли — это расходы. Это показатель того, как энергия (в первую очередь труд и материалы) используется для трансформации в товары и услуги, которые рынок воспринимает как ценные.

Однако, сколь бы ни была важна прибыль и остальные элементы финансовой системы для успеха бизнеса, их задача заключается в обеспечении обратной связи; они не цель бизнеса. Когда деньги становятся целью, бизнес-решения начинают ориентироваться на максимизацию прибыли без осознания, что именно стимулирует прибыль.

Мы упускаем из виду то, ради чего занимаемся бизнесом.

Когда прибыль становится целью существования компании, это не только сбивает ее с дороги, но и опасно. Именно тогда прибыль и сама капиталистическая система начинают восприниматься обществом как источник всех бед. Слепая жажда прибыли, желание обогащения стали причиной самых серьезных потрясений в бизнесе и обществе в целом (особенно это касается почти полного краха финансовой системы в 2009 году). Для достижения прибыли любой ценой мы начинаем прибегать к уловкам финансовых специалистов и подгонять показатели, вместо того чтобы повышать эффективность деятельности. Часто от этого страдают и бизнес, и общество в целом.

Манипуляции

Если показатель прибыли принципиален в петле обратной связи вашей компании и вас как руководителя его значение не устраивает, есть два пути. Во-первых, вы можете скорректировать деятельность компании и изменить курс. Во-вторых, вы можете скорректировать показатель, чтобы со стороны казалось, что дела в вашей компании идут хорошо.

Второй вариант может показаться глупым — и он на самом деле чрезвычайно глупый и опасный, — но именно к нему в последнее десятилетие прибегают многие финансовые специалисты. Он может принимать разные формы. Ведение двойной бухгалтерии лишь один из вариантов манипуляций с целью искажения финансовых показателей. Другой вариант — использование кредитно-дефолтных свопов и других финансовых инструментов, что не позволяет корректно интерпретировать показатели.

Многие финансовые институты, такие как Lehman Brothers, Bear Stearns и Goldman Sachs, предлагали портфели активов, представляя их как ценные и вводя этим людей в заблуждение. Подобные манипуляции способны улучшить финансовые показатели, но они никак не улучшают саму систему.

Это отнюдь не утверждение, что все финансовые схемы плохие. Изначально их суть заключалась в том, чтобы дать компаниям доступ к капиталу, необходимому для дальнейшего роста и создания ценности для потребителей. В конце концов, финансовая структура компании помогает ей найти оптимальный баланс между разными формами энергии, которые она использует.

Темная сторона бизнеса

Самый сильный удар для общества — когда компании ставят прибыль выше ценности для покупателей. Это ведет к проявлению «темной стороны» бизнеса. Многие компании начинают руководствоваться принципом «алчность — это хорошо», прикрывая его благообразными формулировками типа «максимизация акционерного капитала». В итоге созидательная энергия финансовой системы направляется на изменение цифр, но не процессов.

За последние тридцать лет общество постепенно, но неуклонно удаляется от изначального видения основателей большинства современных корпораций, которые отдавали себе отчет, что истинная цель, смысл и важность компании заключается в ее потенциальной способности создавать ценность для общества и вносить свой вклад в его процветание.

Произошедший сдвиг в мировоззрении, в результате которого максимизация прибыли из инструмента обратной связи превратилась в самоцель, — основополагающая причина, по которой у термина «корпорация» появилась негативная коннотация, упоминание о корпорациях и их руководителях вызывает волну неприязни у СМИ и правительства, а общество всеми силами стремится исправить «коммерсантов».

По книге «Живая организация».

Похожие статьи