Обзоры книг
(Не)правдивые истории успеха, или Как работать, когда вопросов больше, чем ответов
21 октября 778 просмотров
Обзоры книг
(Не)правдивые истории успеха, или Как работать, когда вопросов больше, чем ответов
21 октября 778 просмотров

Екатерина Щетинина
Екатерина Щетинина

За завтраком мы читаем одну потрясающую историю «легкого стартапа», в обед — еще одну, а к ужину делаем вывод: бизнес — это легко. Как ветру дуть.

Вот, например, Скотт Бельски, создавший Behance, продал его Adobe за $150 млн. Сто пятьдесят миллионов! Еще и деньги разделил между сотрудниками, и все стали миллионерами. Круто? А то ж.

Интернет пестрит такими историями. Но насколько они правдивы? Полезны? Вот вам другая история — от Бена Хоровица. Забудьте все эти «черные водолазки, белые кроссовки, славу, деньги, успех». Бен говорит: «Легко не будет». Это ведь бизнес, как иначе? И проблем тут всегда хватает. Особенно в сложные времена.

Кто, собственно, этот Бен Хоровиц?

Бен — это тот, кто вложил деньги в Facebook, Twitter, Groupon, Airbnb, Jawbone, Foursquare, Pinterest… Словом, практически во все самые успешные, прибыльные и обсуждаемые стартапы. Он построил несколько крутых и дорогих компаний с нуля и в неспокойные годы. И потерпел несколько убийственных поражений — куда без них.


Бен Хоровиц — автор книги «Сложные решения». — Источник.

Бен — тот человек, который скажет вам неприятную правду. Например, такую:

«Любой великий предприниматель, от Стива Джобса до Марка Цукерберга, прошел через борьбу и выдержал это — так что вы не одиноки. Но это не значит, что и вы выдержите. Возможно, вас ждет провал. Потому это и называется борьбой».

Он работал в Netscape, Loudcloud, Opsware, Hewlett-Packard… И он поделится с вами вдохновляющими историями обо всех этих начинаниях — историями провалов, прежде всего. И советами, как действовать в неспокойные времена. Ведь, по словам самого Бена, рано или поздно дела пойдут плохо, и если вы будете готовы провести бизнес через это, впереди вас будет ждать успех… с бОльшей долей вероятности.

Сначала люди, потом все остальное

«Мы заботимся о людях, продукте и прибыли — именно в таком порядке» — высказывание простое, но очень глубокое. «Мы заботимся о людях» — всегда наиболее трудно реализуемая часть. Но если игнорировать ее, две оставшиеся потеряют значение.


Именно этой фразой мы в МИФе начали еженедельные письма сотрудникам в первую волну пандемии. И именно книга Хоровица была нашим вдохновением.

Заботиться о людях означает сделать компанию хорошим местом для работы, где люди уверены: вклад каждого — имеет значение. Он отдает силы компании, но и компания не остается в долгу. О каждом заботятся. Каждого слышат. Это особенно важно в кризис.

Если дела в компании идут плохо, единственная причина, удерживающая сотрудника — это то, что он любит свою работу.

Принцип Питера и уровень некомпетентности

Наверняка вам приходили в голову мысли о причинах карьерного роста ничем не примечательных менеджеров: «Как он умудрился получить должность вице-президента? Я бы не доверил ему и киоск по продаже лимонада». Одна из причин — принцип Питера, сформулированный доктором Лоуренсом Питером и Реймондом Халлом.


Доктор Лоуренс Джонстон Питер. — Источник.

Этот принцип гласит: в иерархической организации сотрудники продвигаются по служебной лестнице до тех пор, пока работают компетентно. Рано или поздно они назначаются на должность, для которой не обладают необходимой компетентностью (это их «уровень некомпетентности»), и остаются на ней, поскольку не в состоянии заслужить дальнейшее повышение.

Лучший способ смягчить последствия принципа Питера — разработать и внедрить собственную процедуру повышения.

Борьба

Каждый предприниматель создает бизнес, четко понимая, в чем будет заключаться его успех. Вы формируете уникальный моральный климат, нанимаете самых талантливых людей. Вместе вы разрабатываете великолепный продукт, который приведет в восторг потребителей и сделает мир чуть-чуть лучше. Это прекрасно!


Борьба никого не щадит. — Источник.

Затем вы трудитесь днем и ночью, чтобы воплотить эту мечту в реальность, но однажды просыпаетесь с мыслью, что все идет не так, как задумывалось. У вашего продукта технические проблемы, и с ними очень тяжело справиться. Когда ваши мечты превращаются в ночной кошмар, вы понимаете, что попали в эпицентр отчаянной борьбы.

Советы, которые помогут (а возможно, и нет)

«Наверное, самую важную вещь, которую я узнал как предприниматель, можно выразить одним предложением: главное в бизнесе — сосредоточиться на том, что надо сделать. И перестать беспокоиться о том, какие ошибки вы уже совершили или еще совершите в будущем», — пишет Бен.

Готового рецепта, как победить в борьбе, не существует, но есть вещи, которые в свое время помогли Бену Хоровицу:

  • Не взваливайте все на свои плечи. Вы не можете взять на себя бремя всех сотрудников, но старайтесь разделить между ними бремя, которое несете сами. Привлекайте как можно больше умов к решению проблем.
  • Это вам не шашки, а чертовы шахматы. Высокотехнологичный бизнес обычно очень сложен. Базовая технология все время совершенствуется, конкуренция обостряется, рынок колеблется, люди переходят из компании в компанию. В результате все постоянно находится в движении и напоминает игру трехмерными шахматами в сериале Star Trek.
  • Оставайтесь в игре как можно дольше, и рано или поздно вам повезет. В высокотехнологичных отраслях завтра выглядит совершенно иначе, чем сегодня. Если вы протянете достаточно, чтобы увидеть завтра, не исключено, что в нем найдется решение проблемы, кажущейся неразрешимой сегодня.
  • Не принимайте все на свой счет. Ошибки бывают у всех. Самокопание и выставление самому себе двоек за работу ничем не помогут.
  • Помните, что соблюдение этих несложных правил отличает талант от посредственности.

Что еще в книге

Независимо от того, на каком этапе карьеры или жизненного цикла собственного бизнеса вы находитесь, книга будет полезна. Бен Хоровиц не пытается вывести магическую формулу. Вместо этого он рассказывает собственную историю взлетов, падений — и, конечно, решения проблем. Да еще и с юмором и на реальных примерах.

Обстоятельства могут отличаться, но существование глобальных закономерностей в бизнесе делает чужой опыт бесценным.

Эту книгу мы уже издавали раньше, под названием «Легко не будет». Сейчас снова то время, когда она может помочь многим. Под обложкой — много ответов на сложные вопросы, которые встают перед каждым управленцем (да и рядовым сотрудником):

  • Как анализировать свои ошибки и провалы
  • Интриги: что делать, если начинаются «подковерные игры»
  • Как уволить лучшего друга
  • Что делать, когда все стрессуют
  • Зачем формировать культуру в компании
  • Почему иногда умные люди не становятся хорошими сотрудниками

Не существует универсального рецепта создания компании или избавления ее от беды. Самое сложное в ситуации кризиса — то, что нет готовых ответов. Но зная, как действовали другие, вы с большей вероятностью найдете верное решение для себя.

По материалам книги «Сложные решения».
Обложка: unsplash.com

Похожие статьи