Представьте, что русский ругает русские дороги. Это нормально. А если немец ругает русские дороги? Это обидно. Широко известный факт: критика внутри группы воспринимается как забота, а та же критика снаружи — как акт агрессии.
А можно ли ругать конкурентов? Зависит от ситуации. Делимся советами из книги «Хорошая, плохая, продающая».
1. Точно можно:
— если вы считаете, что они делают что-то аморальное. В этом случае вы не просто «можете» их ругать (читай: критиковать) — вы обязаны их ругать, это ваш долг;
— во внутренней коммуникации. Лгать про конкурентов (или про кого-либо еще) нехорошо, но ругать — не значит лгать. Можно ругать, и за дело.
2. Скорее можно:
— на встречах с клиентами. Окей, не обязательно ругать, но можно сравнивать. Если сравнение корректно, если вы объективно лучше по каким-то параметрам — почему нет? А что, если клиент уйдет к конкурентам? Это возможно, но встречный вопрос: а куда он уйдет, если ему просто будет скучно? Он уйдет от вас. Нет сравнений — нет динамики, драйва, интереса;
— на событиях, которые вы организуете. Если вы крупная компания, которая презентует свои решения дилерам, дистрибьюторам или другим партнерам, если в зале только ваши партнеры — имеет смысл показать им, почему они должны работать с вами, а не с кем-то еще.
3. Скорее нельзя:
— на конференциях, где вы не являетесь хозяином (принимающей стороной) и где могут присутствовать конкуренты. Если конкуренты действительно присутствуют, они могут начать спорить, и, хотя вашу перепалку будет очень интересно слушать, это не всегда приятно.
Но даже если конкурентов нет, многие люди в аудитории могут быть неприятно удивлены тем, что вы кого-то ругаете за глаза. В США конкурентные сравнения более приняты, чем в России, — у нас считается скорее неприличным ругать конкурентов, это нужно учитывать.
4. Точно нельзя:
— если это реклама. Текущее российское законодательство о рекламе делает это проблематичным. Решение есть: критикуйте «обычный стиральный порошок»! Можно ругать конкурентов, не называя конкретные бренды. Расскажите, как некая проблема «обычно» решается — и как предлагаете решать ее вы. Конечно, это не так интересно, но совсем без сравнений — еще хуже.
Подготовлено по книге «Хорошая, плохая, продающая».