Конфликты, спешка и тревога, провокации и словесные баталии — с чем только не приходится сталкиваться в рабочей среде. Специалисты Harvard Business Review в книге «Общение с трудными людьми» предлагают простые, но эффективные способы выхода из сложных ситуаций. В этой статье разберемся, как работать с теми, кто находится в постоянном стрессе.
У всех есть вымотанные коллеги. Они утверждают, что у них по горло работы, что они завалены проектами и у них нет ни одной свободной минуты. С такими нелегко работать, но выбора нет. Как общаться с людьми, которые не справляются со стрессом? Поговорить с ними напрямую? Попробовать другие методы, чтобы помочь им успокоиться и сосредоточиться? Как защититься от их токсичных эмоций?
Общение с трудными людьми
Не судите
Начнем с главного: убедитесь, что вы никого не судите. Люди совершенно по-разному воспринимают стресс, и то, что вам кажется токсичным, может стимулировать другого. Если вы не профессиональный психолог, осуждение реакции человека на стресс может привести к негативным последствиям. Попробуйте воспринять склонности вашего коллеги не как изъян личности, а как черту характера. Возможно, человек так реагирует на современный формат работы — 24/7.
Признайте стресс
Важно, чтобы ваш коллега чувствовал, что вы его видите и слышите. Можно сказать: «Я заметил, что вчера вы работали допоздна и это не в первый раз. Как у вас дела?» А после того, как коллега перечислит стандартный набор проблем, скажите: «Должно быть, вам нелегко».
Признавая его ощущения, вы получаете возможность сдвинуть отношения с мертвой точки. Не следует «потворствовать» или усугублять ситуацию такими комментариями: «Даже не знаю, как вы справляетесь! Компания слишком многого от вас требует!» Это не поможет. Лучше выразиться более нейтрально: «Да уж, у вас действительно много работы».
Похвалите!
Один из эффективных способов вывести перегруженного человека из состояния бежать или бить — сделать ему комплимент. Таким людям может казаться, что ситуация вышла из-под их контроля, что они некомпетентны и их никто не уважает. Комплимент — простейший способ помочь им вспомнить о собственных сильных сторонах.
Будьте конкретны. К примеру: «Вы с блеском провели презентацию на прошлой неделе. Вы были спокойны и собранны и произвели впечатление на клиентов». Похвала может оказаться крайне эффективной. Когда вы говорите людям, какими вы их видите, они стараются соответствовать этому образу.
Предложите помощь
Другая стратегия — предложить поддержку: «Чем я или другие члены команды можем вам помочь?»
Дайте понять, что вы не предлагаете использовать вас в любое время и в любом месте. Объясните, что вы на самом деле можете. Иными словами, смысл вашего предложения должен быть таким: «Мои ресурсы ограничены, но я хочу помочь вам, если вы попали в затруднительное положение».
Не загружайте
Если ваш коллега постоянно в стрессе, найдите способ сократить его когнитивную нагрузку. Например, уменьшите число отправляемых ему писем, объемные просьбы разделите на несколько простых задач или предложите разбить работу на посильные этапы. Однако имейте в виду: вам придется учитывать не только особенности коллеги, но и ваши желания и нужды компании.
Узнать больше: «Общение с трудными людьми».