Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Формула менеджмента
Бизнес-модель, которая увеличила продажи в 40 раз
12 сентября 2022 1 736 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Из истории, рассказанной в этой статье, можно извлечь два урока. Во-первых, любая компания способна преобразитьcя, изменив бизнес-модель. Во-вторых, даже блестящие бизнес-модели в конце концов угасают. Поскольку технологические, экономические и социальные изменения набирают темп и конкуренция усиливается, сроки жизни бизнес-моделей в разных отраслях сокращаются. В этом водовороте умение создавать бизнес-модели нужно и лидерам, и тем, кто хочет ими стать.

Эта история из книги «Бизнес-модели для команд». В книге есть шаблон бизнес-модели: полезный инструмент, отражающий логику, по которой компании создают ценность, доставляют ее клиентам и получают за это вознаграждение.

Изменение логики, породившее революцию

Более столетия назад в Рочестере была основана компания Haloid Photographic. Теперь это название мало кто помнит. Но в истории этой компании был поворотный момент. Простое изменение бизнес-модели буквально преобразило ее, сделало глобальным технологическим гигантом, произвело революцию в обмене информацией и создало бренд, который сегодня знаком каждому.

В 1958 году в Haloid изобрели устройство для копирования на обычную бумагу. По мнению создателей, это должно было перевернуть представление о размножении информации.

Однако изобретение, названное Model 914, оказалось дорогим и громоздким. Оно было размером с морозильник и весило почти 300 килограммов. Компания IBM — один из потенциальных партнеров Haloid в этом проекте — поручила известному консультанту Артуру Литтлу изучить потенциал аппарата. Выводы были неутешительные: «У Model 914 нет будущего на рынке офисных копировальных устройств».

Второе исследование провело агентство Ernst & Ernst. Результаты оказались почти такими же пессимистичными. Но в Haloid были убеждены, что изобретение имеет для дальновидных клиентов колоссальную ценность.

Вскоре Джон Главин, отвечавший за планирование новых продуктов, пришел к выводу, что подход надо изменить. Вместо того чтобы пытаться продать компаниям дорогой аппарат, стоит предложить низкую арендную плату, поставить счетчик и взимать плату за копию. Это резко сократит начальные вложения и позволит клиентам оценить полученную выгоду.

Руководство Haloid решило попробовать. И устройство, и клиенты остались прежними. Новой была только возможность аренды.

Однако изменение логики предложения ценности произвело революцию в отрасли.

За 10 лет продажи Haloid взлетели с 30 миллионов до 1,2 миллиарда долларов. Попутно компания изменила название на Xerox. Новый копировальный аппарат давал организациям огромное преимущество: возможность быстро и дешево размножать информацию и обмениваться ею. Не забывайте, что персональных компьютеров и интернета тогда еще не было.

Клиенты приняли удивительное устройство с распростертыми объятиями, сделали миллиарды копий и принесли миллиарды долларов прибыли. Новая бизнес-модель — недорогая аренда и ежемесячная плата за сделанные копии — блестяще работала десятилетиями.

Угасание модели

Но на горизонте появились проблемы. Японские конкуренты начали выпускать более компактные и экономные устройства. В начале 1990-х появился доступ в интернет, а в 1993 году Adobe Systems бесплатно предоставила спецификацию PDF-файлов. Постепенно бумагу стали вытеснять цифровые носители информации, и бизнес-модель Xerox устарела.

В компании встретили цифровую революцию очень активно. Здесь изобретали и развивали важнейшие технологии: персональные компьютеры, лазерные принтеры, компьютерные мыши, графический интерфейс, Ethernet. Однако коммерциализировать все это не получалось и достижениями пользовались другие компании — в том числе Apple Computer, — бизнес-модели которых очень отличались от логики аренды копировальных аппаратов.

Подготовлено по книге «Бизнес-модели для команд».

Похожие статьи