Общение помогает выстраивать взаимодействия между разными группами и организациями. Беседы, особенно в деловой среде, часто строятся по одним и тем же схемам. Автор книги «Основы теории U» Отто Шармер выделяет четыре типа таких паттернов общения. И добавляет, что задача лидера — помочь команде перейти от одной стадии к другой, в зависимости от поставленных задач. Разберем все четыре поля общения и пути их достижения.
Загрузка
Язык загрузки часто используется на официальных совещаниях. По сути, это просто формальный обмен общими фразами. Все мы не раз были участниками диалога вроде:
— Как дела?
— Спасибо, хорошо.
Мы учимся языку загрузки еще в школе, когда привыкаем говорить то, что хочет услышать от нас учитель. Что же не так с подобной манерой общения? Прежде всего, она не дает участникам команды говорить то, о чем они на самом деле думают. Встречи превращаются в обмен вежливыми комментариями, а реальные проблемы обсуждаются за спиной, в курилках, столовых и других не подходящих для этого местах.
В таком общении участники проговаривают только те моменты, которые вписываются в привычную картину мира.
Дебаты
Если на уровне загрузки участникам общения важно соглашаться с общепринятыми нормами, то отличительная черта дебатов — желание принять на себя отличную от всех позицию.
Общение строится по принципу:
— Как дела?
— Вообще-то, ужасно.
Когда сотрудник говорит, что ничего не понял из представленной презентации, или менеджер заявляет, что принятая стратегия вредит бизнесу, — это и есть дебаты. Подобные заявления повышают градус напряженности и делают общение некомфортным. Однако из него можно вынести плюсы.
Чтобы перенести участников переговоров в пространство дебатов, в Японии используют следующую практику: делят людей на небольшие группы, внутри которых они обмениваются мнениями. Это помогает «сохранить лицо» при высказывании своей несогласной позиции начальнику — вы как бы действуете от имени группы.
Диалог
Диалог нужен при обсуждении проблем, которые требуют, чтобы участники изменили свой привычный тип мышления и образ мыслей. Для этого им нужно научиться видеть предпосылки, из которых исходит оппонент.
Вот пример диалога:
— Как дела?
— Не знаю. А как ты?
— Тоже не знаю. Приехал со смутным чувством беспокойства.
— Правда? Как интересно! Расскажи об этом!
Переход от дебатов к диалогу — это переход от попыток опровергнуть точку зрения собеседника к попыткам прояснить мнения.
Совместное творчество
Когда общение переходит на высший уровень, команда рождает новые идеи и смыслы. Это похоже на взаимодействие в джазовой команде: каждый участник сосредоточен на себе, но при этом внимательно слушает общую музыку.
В такие моменты рождаются новые идеи, мысль перетекает от одного собеседника к другому, и при этом никто не стремится присвоить ее себе. Это коллективное творчество, искусство думать вместе.
Вот как описывал подобный процесс баскетболист Билл Рассел:
«Иногда во время игр Celtics события развивались так, что игра поднималась выше чисто физического уровня и даже выше ментального: в ней возникала магия. <…> На этом уровне происходили совершенно невероятные вещи: хотя шла упорная борьба за победу, я не ощущал духа соревнования, что само по себе чудо. <…> Игра велась на такой скорости, что любой фейк, рывок или пас были невероятны и все равно не удивляли меня. Я мог предсказать, как игра будет развиваться дальше и куда уйдет следующая подача, причем угадывал правильно и у меня было ощущение, что я сердцем чувствую не только всех игроков Celtics, но и команды-противника и что они так же ощущают меня».
Если мы хотим достигать в общении значительных результатов, меняющих течение жизни, мы должны научиться совместному творчеству.
По материалам книги «Основы теории U»
Фото на обложке отсюда
#Переговоры #Лидерство #Эмоциональный интеллект