Как и любой человек, вкладывающий в творческий проект силы, энергию и средства, ведущий подкастов рано или поздно задумывается о том, чтобы получать в качестве обратной связи не только любовь поклонников и добрые слова. Увы, в нашей стране так сложилось, что творческая работа часто работой не считается. Люди не привыкли платить за то, что всегда доставалось им бесплатно, и в штыки воспринимают желание писателя/иллюстратора/блогера получать достойное вознаграждение. Хорошие новости: с этим пагубным предубеждением можно и нужно бороться. Как именно — смотрим в книге «В голос!».
Чек-лист для монетизации
Тот, кто созрел для монетизации подкаста, вовсе не жадный карьерист, а человек, жаждущий посвятить себя любимому делу. Правда, помимо настроя потребуется готовность еще по нескольким пунктам. Берите карандаш и отмечайте в чек-листе те, которые вы успешно проработали.
Вам будет проще монетизировать подкаст, если:
• у вас больше пяти тысяч (для нишевого подкаста) или больше десяти тысяч (для подкаста, посвященного общим вопросам) прослушиваний выпуска;
• выпуски выходят регулярно, без пропусков;
• ваша лояльная аудитория в соцсетях — тысяча и более человек;
• технически подкаст сделан на уровне (четкий звук, профессиональный монтаж);
• у подкаста есть узкая выверенная тематика, по которой понятно, какая реклама будет интересна аудитории;
• вы можете составить лаконичное письмо-предложение для рекламодателя, поясняющее, чем ему может пригодиться ваш проект;
• вы осознаете, что какое-то время заработка может не быть, несмотря на усилия.
Сколько галочек вы поставили? Если в одном или нескольких пунктах вы пока не уверены, поработайте над ними, а затем возвращайтесь к денежному вопросу. Лучше хорошенько подготовиться сейчас, чем потом набивать шишки и страдать от неудач (которые все равно будут, но уже не в таком количестве).
Иллюстрация из книги
Спонсоры и рекламодатели
Есть пара самых очевидных методов заработка на подкасте. Первый: сначала вы собираете неравнодушную к определенной теме аудиторию, которая не закидает вас помидорами за попытку рекламы, а затем рассказываете ей о товаре/услуге рекламодателя за деньги. Все донельзя прозрачно.
Но и здесь скрывается несколько подводных камней. Всегда тестируйте то, что вы рекламируете, будь то сервис знакомств или новый робот-пылесос. Ведь проблемы, которые возникнут у конечного пользователя, отчасти останутся на вашей совести.
Второй способ монетизации — спонсорские выпуски. Это те подкасты, выход которых спонсирует человек, сервис, бренд, магазин или компания в обмен на упоминание, обсуждение выбранных партнером вопросов, приглашение в эфир в качестве гостя. Отнюдь не обязательно весь выпуск говорить только о спонсоре, напрочь позабыв о тематике подкаста. Напротив, жизненно необходимо сделать так, чтобы партнерские подкасты вписались в общее смысловое поле, транслировали ваши идеи. Для этого подбирайте партнеров, разговор с которыми / о которых действительно будет интересен и полезен слушателям.
Иллюстрация из книги
Найти спонсора на длительный срок — большая удача. Но не принимайте первое же предложение необдуманно. Чтобы сотрудничество было продуктивным и этичным по отношению к слушателю, позаботьтесь о совпадении ваших с партнером взглядов и принципов.
Прямая и нативная реклама
Реклама в подкасте или в социальных сетях, где вы продвигаете ваш проект, может быть прямой — когда вы открыто заявляете людям, что сейчас прозвучит коммерческая информация (или это понятно из контекста), — и нативной.
Нативной называют естественную рекламу, удачно вписанную в тематику вашего блога, подкаста или канала. Как правило, она не выглядит как рекламное предложение, а больше похожа на дружескую рекомендацию, любопытную информацию к размышлению. Именно благодаря вашему личному мнению такая реклама более эффективна и точечна. Заинтригованные вашим положительным опытом, люди с большей вероятностью обратят внимание на продвигаемый продукт.
Пять правил хорошей рекламы:
• Ваша реклама связана по смыслу с тематикой подкаста.
• Вы уверены в качестве рекламируемого продукта/услуги.
• Рекламный контент полезен и информативен.
• Слушатель понимает, что перед ним реклама.
• Вы готовы признать ошибку публично, если выяснилось, что рекламируемый товар/услуга не соответствует заявленным стандартам.
Тезисы применимы и к прямой, и к нативной рекламе. Чтобы не оступиться на этой дорожке, помните: часто не реклама оскорбляет людей, а попытка продать им что-то незаметно. Будьте искренни со слушателями и уважайте их право на полную информацию.
Иллюстрация из книги
2 первых шага к монетизации
Вряд ли на заре вашей карьеры партнеры встанут к вам в очередь. Вполне разумно сделать первые шаги навстречу монетизации самостоятельно.
1. Ищем рекламодателей. Вам понадобится список потенциальных партнеров, который можно составить самостоятельно, пролистав аккаунты социальных сетей в поисках небольших компаний и брендов, чья смысловая составляющая подходит для подкаста. Не ориентируйтесь на китов бизнеса: скорее всего, они не захотят сотрудничать с новичком. Лучше остановите выбор на развивающихся проектах, которым вы действительно можете помочь. Ищите их среди своих же подписчиков (и подписок), друзей и знакомых, которые доверяют вам, коллег-подкастеров.
2. Пишем письмо. Список рекламодателей готов? Хорошо. Теперь напишите короткое, уважительное и честное коммерческое предложение, в котором:
• укажите, кто вы и что у вас за проект (с кратким объяснением, что такое подкаст, ссылками на него и на посты в соцсетях);
• объясните, зачем вы обращаетесь к человеку;
• расскажите, чем конкретно можете ему пригодиться (с описанием портрета вашей аудитории);
• подкрепите предложение статистикой (прослушивания, отзывы, статьи о вас, награды, если они есть, эффективность рекламы, которая уже была на подкасте);
• расскажите об условиях сотрудничества (какие варианты предлагаете, сколько стоит каждый или на какой бартер рассчитываете, сколько минут/секунд будет длиться реклама в подкасте, тестируете ли вы товар/услугу, согласовываете ли заранее текст, размещаете ли ссылки на товар и где);
• дайте человеку возможность высказать свои пожелания и предложения.
Узнать больше о монетизации подкаста: «В голос!».