Формула менеджмента
Опоздуны, нарциссы, несогласные: 15 типов сложных сотрудников и что с ними делать
12 мая 1 544 просмотра
Формула менеджмента
Опоздуны, нарциссы, несогласные: 15 типов сложных сотрудников и что с ними делать
12 мая 1 544 просмотра

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Везде есть сложные сотрудники. Они портят отношения в команде и «режут» продуктивность. Уволить — можно. Но есть способ лучше: переманить на сторону добра.

Максим Батырев, автор серии «45 татуировок…», собрал несколько тысяч историй о сложных сотрудниках. Разделил их на 15 категорий. И рассказал, что с ними делать.

Самые интересные кейсы и действенные практики — в книге «Сложные подчиненные». Проверьте себя и коллег: вдруг «сложные» рядом (или, о ужас, это вы). И узнайте, как с ними быть.

Самое слабое звено

Профессор Фелпс из австралийского университета провел интересный опыт: разбил студентов на группы и поручил им решать управленческие задачки. В некоторые группы тайно подсадили актеров, играющих роли: «безразличный» закидывал ноги на стол и погружался в телефон, «ехидна» делал саркастические замечания, «пессимист» во всем сомневался.



Сложные подчиненные

Фелпс обнаружил: даже когда остальные участники были способными и мотивированными, неконструктивное поведение одного снижало эффективность группы на 30–40%.

Получается, работа команды зависит не от того, сколько в ней сильных игроков, а от того, есть ли хоть один слабый. Вот почему важно находить слабое звено и… делать его сильнее.

Несогласные, но делающие

Есть такие люди, которые на совещаниях бурно опротестовывают любые решения, а потом первыми их выполняют. Зачем? Может, чтобы привлечь внимание. Или показать свою компетентность. Или обратить внимание на узкие места.

Проблема в том, что они демотивируют остальных — при том, что сами работают прекрасно.

Чтобы уменьшить сопротивление, попробуйте… ставить такого сотрудника в пример. «Друзья, я официально разрешаю возмущаться всем, кто, как Миша, всегда справляется с задачами первым». А еще введите правило «Отвергая — предлагай»: пусть несогласный изложит свой вариант решения задачи. Вдруг он придумал что-то получше, но не знает, как об этом рассказать.

Друзья

Один из самых частых вопросов, которые задают Максиму на мастер-классах, звучит так: «Как мне уволить своего друга и не испортить с ним отношения?» Здесь должен быть смайлик с человечком, который хлопает себя по лбу.


Фишка книги: картинки, которые можно оживить, чтобы получить дополнительные материалы. Для этого понадобится приложение SeeAR, оно есть в AppStore и Google Play.

Друг на то и друг, чтобы у вас к нему было особое отношение. Друг как потенциальный сотрудник, коллега или партнер будет ждать от вас индульгенции по отношению к своим недоработкам. И вы будете вынуждены либо доделывать за ним работу, либо прощать ему косяки. Даже если договоритесь о правилах заранее.

Дружба, основанная на бизнесе, всегда гораздо крепче, чем бизнес, основанный на дружбе.

Проверено на практике

К сожалению, большинство историй о непростых сотрудниках звучат так: «Был у меня один сложный подчиненный (потом долгая история, как руководителю пили кровь), и в конце концов я его уволил и стал нормально дышать!»

Уволить человека, конечно, тоже управленческое решение. Но эта книга о том, как изменить поведение, чтобы сотрудник перешел на сторону добра. В ней почти 300 страниц историй из практики и инструментов для работы со сложными подчиненными.

Люди не приходят на работу «сложными» — ведь мы сами отбираем тех, кто войдет в команду. Но происходит что-то, и человек превращается в головную боль. Что это значит? Что его можно превратить обратно.

По книге «Сложные подчиненные».

Похожие статьи