Что быстрее приведет к выдающимся результатам — усердная работа на протяжении долгих лет или широкий кругозор? Размышления об этом нашли в книге «Чек-лист гения».
Правило 10 лет (или 10 тысяч часов)
Чек-лист гения
Американский психолог Герберт Саймон попытался вычислить, сколько всего необходимо знать шахматисту, чтобы вырасти от новичка до гроссмейстера. Это заставило его задуматься и над тем, сколько времени нужно, чтобы играть на мировом уровне. По грубым подсчетам, получилось аж 10 лет. Отсюда появилось так называемое правило 10 лет. Журналист Малкольм Гладуэлл заявил также о правиле 10 тысяч часов, но тут все дело в арифметике. Разделите 10 000 на 10, а затем полученную 1000 разделите на 365 дней. У вас получится приблизительно по 3 часа в день. Примерно столько вам и надо практиковаться.
На первый взгляд, правило Гладуэлла выглядит более точным, но это не так. Важно понимать, что «практиковаться» означает «подходить к делу со всей серьезностью». Вы никогда не станете шахматным чемпионом, если будете относиться к игре как к развлечению или тренироваться с обычными компьютерными программами. Нужно читать книги по стратегии и изучать партии других игроков, в том числе самых именитых.
Начав с шахмат, коллеги Саймона вскоре расширили свои исследования, обратившись к другим областям великих достижений — спорту и музыке. Удивительно, но даже гениев некоторое время воспринимали как результат исключительно неустанной практики. Просто читайте свои конспекты, выделяйте основные термины в учебниках, решайте необходимые задачи, готовьтесь ко всем экзаменам, со всей серьезностью относитесь к письменным заданиям — и не заметите, как ступите на путь, ведущий к величию.
Проверено на практике
Первое эмпирическое исследование на эту тему провел Джон Хейс, коллега Саймона по кафедре психологии Университета Карнеги — Меллона. Объектом стали композиторы-классики. Для начала Хейс взял группу из 76 великих композиторов, собрав данные о том, в каком возрасте они стали всерьез заниматься музыкой. Ученый также выяснил, во сколько лет каждый сочинил свое первое знаменитое произведение (основываясь на количестве официальных академических записей). Почти у всех разрыв между двумя этими цифрами составлял 10 лет или больше. Исключений было всего три, они были незначительны
Один из самых талантливых студентов Саймона Андрес Эрикссон заявил, что для достижения максимальных результатов серьезная практика и усердная работа обязательны и гении тут не исключение. Другими словами, написание великой симфонии или оперы мало чем отличается от победы в чемпионате мира по шахматам. Что ж, давайте разбираться, так ли это на самом деле.
Нарушители правил
Несколько лет назад автор книги Дин Кит Саймонтон провел усовершенствованное исследование. Круг композиторов-классиков он расширил до 120. Теперь в него входили не только самые именитые, но и менее известные. Все вместе 120 выбранных композиторов подарили миру 90% всех классических сочинений.
В отличие от коллеги, он подошел к вопросу «усердных занятий» с двух сторон. Учитывал возраст, когда человек начал обучаться музыке, и возраст, когда он начал сочинять. К последнему отнес и те юношеские произведения, которых многие композиторы, достигнув зрелости, начинают стесняться. Затем сравнил эти два показателя с другими особенностями творческого пути, в том числе с возрастом написания первого получившего признание шедевра, с максимальным количеством сочинений в год, с общим вкладом в музыку и известностью.
Чтобы проверить, насколько верно правило 10 лет, нужно дополнить полученные результаты еще возрастом, в котором каждый из композиторов написал свой первый «хит» — первое сочинение, вошедшее в традиционный концертный репертуар. Затем необходимо вычесть возраст начала занятий из возраста написания первого значимого произведения, и у нас получится уровень музыкальной подготовки. А вычтя возраст написания первого произведения из возраста сочинения первого признанного шедевра, мы узнаем уровень композиторской подготовки. Статистика по обеим новым величинам весьма красноречива. Для первой результаты варьируются от 2 до 40 трех (в среднем получается 19). Разница огромна, но и среднее значение почти вдвое превышает ожидаемые 10 лет. Среди гениев много исключений.
Польза широких интересов
Тогда где искать ключ к гениальным изобретениям? Обратимся к примеру Галилео Галилея. Его научные стремления отлично дополнялись увлечением литературой и изобразительным искусством. Не исключено, что именно литературные навыки добавили его итальянской полемической прозе убедительности, а вот художественные умения сыграли еще более важную роль. Галилей был не единственным астрономом своего времени, возлагавшим большие надежды на новомодный телескоп, направленный прямо в небеса. Однако именно он замечал вещи, которые ускользали от глаз его современников. Там, где, глядя на Луну, все видели лишь гладкую поверхность с размытыми темными и светлыми мраморными пятнами, Галилей видел горы! Более того, он рисовал эти горы так реалистично, что сразу становилось понятно: темные и светлые пятна — это пики и равнины. Как ему это удавалось?
Галилей не просто интересовался искусством, он изучал светотень, ту самую технику, которая помогает современным художникам подчеркнуть переходы в двухмерной живописи. Рисунки астронома были так хороши, что один его приятель, флорентийский живописец, использовал их на своем полотне, где изобразил Мадонну над Луной. Если бы не увлечение Галилея изобразительным искусством, вряд ли он заметил бы то, что настолько подстегнуло научную революцию.
Пока мы не видели ничего, что реально нарушало бы правило 10 лет, которое сводится всего лишь к 3 часам усердных занятий в день. Вы смело можете ему следовать. Но используйте оставшееся время с умом: его вполне достаточно для парочки хобби и развития своих талантов. Интересуйтесь, увлекайтесь, путешествуйте!
По материалам книги «Чек-лист гения»
Обложка поста — freepik.com