Формула менеджмента
OKR — это чудо-машина. Как внедрить в компании систему целей и ключевых результатов
1 апреля 590 просмотров
Формула менеджмента
OKR — это чудо-машина. Как внедрить в компании систему целей и ключевых результатов
1 апреля 590 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

«OKR — это чудо-машина. Поставьте „стратегию“ на вход — и на выходе получите точно настроенную модель управления. В этой книге есть все необходимое для создания такой машины», — говорит Джон Герболд, сооснователь GoNoodle.

Система целей и ключевых результатов (OKR) помогает компаниям работать слаженно, быстро расти и развиваться. Когда расплывчатые «делай лучше» или «старайся больше» превращаются в понятные измеримые цели, каждый сотрудник понимает, что от него требуется, — и бросает силы на решение задач.

Но что конкретно делать, если вы решили внедрить OKR? В книге «Цели и ключевые результаты» Пол Нивен и Бен Ламорт заполняют пропасть между теорией и практикой и рассказывают, как построить систему в вашей компании. С нуля — до результата.

Цели и результаты

Цель (Objective) — это краткое изложение главной качественной цели, призванной продвигать организацию в желаемом направлении. По сути, это ответ на вопрос «Что мы хотим сделать?»


Цели и ключевые результаты

Правильно сформулированная цель — лаконичная (всего несколько слов), качественная (здесь нет цифр), ограниченная по времени и вдохновляющая.

Задача и главная ценность ключевых результатов (Key Results) — помочь вам количественно оценить цели. Это ответ на вопрос «Как нам удостовериться, что мы реализовали наши цели?»

Ключевые результаты должны быть достаточно сложными, чтобы вам было интересно их достигать, но не сверхсложными, поскольку невыполнимость может деморализовать команду.


OKR в контексте миссии, видения и стратегии

Звучит просто, но если вы хотите внедрить OKR, придется усвоить много тонкостей. Например, на каком уровне будут установлены OKR? кто будет финансово обеспечивать внедрение? как согласовать OKR с вашей стратегией? Обо всем этом — в книге.

Начинайте с глагола

Важно начинать цель с глагола, задающего желаемое направление. Для простоты и краткости многие компании сокращают свои цели. Возьмем, например, на первый взгляд безобидную лояльность клиентов. Это не цель, а скорее призрачная надежда. Едва ли она поможет сотрудникам понять, что именно нужно делать.

Определите, чего вы хотите: повысить лояльность, выстроить ее или выгодно использовать? Каждая из этих целей существенно отличается от двух других, и каждая требует своего подхода.

Внедрять OKR можно на уровне компании целиком, бизнес-подразделений и отдельных сотрудников. Пример из книги.

Глаголы действия — вот что воплощает в жизнь ваши цели.

Подход «барной стойки»

Мозговой штурм — полезный инструмент, вот только в больших коллективах он не работает. Таковы научные данные: чем больше группа, тем хуже результативность. Так что не ждите, что двадцать (или более) человек отложат все дела и потратят время на разработку проекта OKR. Лучше применяйте подход «барной стойки».

Используйте малочисленную команду, например из двух человек.

Чтобы найти креативное решение, необходима глубокая, длительная по времени концентрация на задаче. Небольшая группа может изучить бэкграунд: определить место компании на рынке и среди конкурентов, изучить стратегию, выявить ключевые компетенции. Это исходный материал, который позволит создать эффективные OKR. Два человека с большей вероятностью выполнят эту задачу, хотя им и потребуется время.

Как избежать синдрома «внедрили и забыли»

Часто бывает, что OKR превращается в разовое упражнение, о котором забывают до окончания очередного квартала. Так дело не пойдет. Пренебрегая анализом и обсуждением прогресса в течение квартала, вы теряете возможность использовать эту модель по ее истинному предназначению — как динамичную обучающую систему, функционирующую в режиме реального времени.

OKR подлежат согласованию по вертикали и по горизонтали. Стрелки подчеркивают важность двустороннего обсуждения

Чтобы не попасть в эту ловушку, используйте трехэтапный подход: прогресс-собрания по понедельникам, контрольные сверки в середине квартала и углубленный анализ по его завершении.

Видеть и применять

Когда Дика Костоло, в прошлом CEO Twitter, спросили, было ли что-то такое, что он узнал в Google, а затем применил в Twitter, тот ответил: «Это OKR». Это действительно работающая система, и подходит она не только компаниям из Кремниевой долины.

OKR используется в тысячах крупных и малых компаний по всему миру, хотя ядром часто считаются такие гиганты, как LinkedIn, Twitter и Zynga. Пробуйте — и пишите свою историю.

Подготовлено по книге «Цели и ключевые результаты».

Похожие статьи